Общественное сознание.

Марксизм определяет общественное сознание как отражение общественного бытия, совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание- это то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена конкретного общества. Чем больше этого общего, тем сплочённее общество. Индивидуальное сознание и общественное находятся в сложном взаимодействии. С одной стороны, общественное сознание не является простой суммой индивидуальных сознаний конкретного общества. С другой стороны, общественное сознание не может существовать автономно без индивидуальных сознаний.

Сознание можно определить как мыслительную деятельность человека. Условно эту деятельность можно разделить на интеллектуальную, нравственную и эстетическую составляющие. Эти составляющие не существуют автономно, они всегда действуют во взаимодействии. Основным продуктом сознания является мысль. Эта мысль, чтобы быть совершенной, должна быть разумной, нравственной и красивой. Легче всего определить интеллектуальную составляющую. Если интеллект достиг диалектического уровня, то можно говорить о его совершенстве. Интеллектуальная составляющая в большей мере определяется наукой и стремится к Истине. С нравственной составляющей уже сложнее. Существует много нравственных проблем, которые не имеют однозначного решения с точки зрения морали. Нравственная составляющая в большей мере определяется литературой и воспитанием и стремится к Добру. Ещё сложнее с эстетической составляющей. Любое уродство выставляется его автором за новое слово в искусстве, а критика этого уродства воспринимается автором как наступление на свободу творчества. Эстетическое чувство воспитывается классическими произведениями искусства и стремится к Красоте.

Истина, Добро и Красота- эти общечеловеческие ценности не существуют автономно. Они Гармонией объединяются в единое целое, которое называется Мудростью. Те, кто смогли достичь этой Мудрости, называются мудрецами. Мудрецы обладают совершенным сознанием. Какова роль мудрецов в жизни общества? К мудрецам чаще всего обращаются в поисках Справедливости. Справедливость невозможна без Мудрости.

Больше всего люди хотят справедливости. Если в обществе есть справедливость, то общество здоровое, сплочённое и развивается. Если в обществе нет справедливости, то оно деградирует и разрушается. Но что такое справедливость? Она не имеет однозначного определения. Блез Паскаль утверждал, что понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения. Справедливость является философской категорией и носит оценочный характер, что и не даёт возможности её однозначной трактовки. Справедливо- это то, что должно быть. А это «должно быть» у каждого своё. Если каждый будет настаивать на своей справедливости, то справедливости не будет, поэтому люди нуждаются в высшем авторитете, который установит свою высшую справедливость. Мудрецы и являются этими высшими авторитетами, но их очень мало. Именно поэтому люди нуждаются в вере в Бога, основной функцией которого является наказание за грехи и воздаяние за добродетели. Но Бог далеко, а на Земле его функции стала выполнять юриспруденция. Божий суд был заменён юридическим судом.

В современном мире справедливость претерпела метаморфозу. Принято даже говорить о двух видах справедливости: справедливость, как философская категория, и справедливость, как юридическая категория. Для Сократа законным являлось всё, что было справедливым. Для современных юристов справедливым является всё, что законно. Но справедливость может быть только одна. Представьте себе два источника высшей справедливости. Что из этого выйдет? Юридическая справедливость не является справедливостью. Юридические законы преследует цель установления порядка, выгодного правящей элите.

Развитие человека- это и есть развитие его сознания. В начальный момент, когда сознание только зарождается, оно неразвито, мало и индивидуально. В нём практически ничего нет от общественного сознания. Далее сознание развивается и совершенствуется. И это развитие и совершенствование происходит под воздействием чужого сознания, в основном родителей и учителей. Это воздействие и определяет поступки формирующейся личности и саму будущую личность. Ещё древние говорили: «Отдайте мне мальчика, когда ему нет шести, и я завладею им навсегда». Потом наступает момент, когда формирующаяся личность начинает действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки. Следующим наступает момент, когда сознание переходит в режим самосовершенствования. С этого момента можно говорить о сформировавшейся личности. Самосовершенствование уже не нуждается во внешнем воздействии, но нуждается в идеалах Истины, Добра и Красоты. Самосовершенствование нуждается в наставниках, которыми являются мудрецы. Следующим этапом развития сознания является выработка собственного мировоззрения. Мировоззрение- это система взглядов на мир, на место человека в нём, на отношение человека к миру и к самому себе. Мировоззрение является продуктом развитого сознания.

Мировоззрение, с одной стороны, продукт индивидуального сознания, поэтому все мировоззрения различны между собой. Но с другой стороны, мировоззрение является промежуточным этапом на пути к мудрости, которая едина для всех. Чем более развито мировоззрение, тем ближе оно к мудрости и тем меньше в нём индивидуального. Если мы сравним мировоззрения великих людей, то обнаружим в них больше общего, чем различного. Это общее и есть общественное сознание.

Кто является носителем развитого сознания? Это те, кого принято называть интеллигенцией. Именно интеллигенция, обладая развитым сознанием, вырабатывает и хранит общественное сознание. Именно интеллигенция оказывает наибольшее влияние на развитие сознания у всех членов общества. И хотя термин «интеллигенция» возник только в XIX веке, сама интеллигенция сформировалась очень давно. Первыми интеллигентами были члены совета старейшин. Именно они отличались от своих соплеменников наиболее развитым сознанием. Именно совет старейшин должен был стать высшим авторитетом для всех членов племени и заменить собой мудреца. Это был первый в мире коллективный мудрец. Основной функцией совета старейшин было установление справедливости.

Любое государство, для стабилизации социальной системы, вырабатывает идеологию. Идеология- это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение (развитие) данных общественных отношений. Государственная идеология всегда отражает интересы политической элиты, находящейся у власти. Но дело в том, что эти интересы очень часто противоречат интересам всего общества. В этом случае государственная идеология скрывается за различного рода демагогией. И тогда главной задачей государственной идеологии становится негативное воздействие на сознание членов общества. Это воздействие ставит целью затормозить развитие сознания или исказить его.

По Марксу, идеология является отражением общественного бытия в сознании людей. И тут нельзя не заметить того общего, что есть между идеологией и общественным сознанием. Представим себе, что политической элитой, находящейся у власти является интеллигенция, которая вырабатывает общественное сознание. Тогда государственная идеология совпадёт с общественным сознанием, а понятие юридической справедливости совпадёт с понятием общечеловеческой справедливости, и мы получим совершенное государство, основным предназначением которого было бы развитие общества. К сожалению, такого государства ещё никогда не существовало за всю историю человечества. Но властные элиты прекрасно понимают, откуда исходит для них главная угроза. Поэтому они стремятся заменить интеллигенцию квазиинтеллигенцией, а общественное сознание уничтожить.

Квазиинтеллигенция не является носительницей развитого сознания, но она стремится воздействовать на сознание других людей в интересах государственной идеологии. В свою очередь государственная власть всячески поддерживает квазиинтеллигенцию. Её поддерживают материально, её постоянно награждают, ей дают возможность вещать в СМИ, она заседает в различных общественных советах. Именно об этой квазиинтеллигенции Ленин говорил, что она- говно нации. Квазиинтеллигенция не представляет для общества никакой ценности. Чтобы понять о ком идёт речь, включите телевизор и 99% из тех, кого вы увидите на экране, составляет квазиинтеллигенция.

Поясню свои мысли на примере современной России. Официально в России не существует государственной идеологии. Но так ли это? Государство проводит определённую политику в интересах определённой социальной группы. Эта группа выражает свои интересы посредством определённых идей и взглядов, что и является идеологией. Но данная идеология не оглашается публично, что свидетельствует о её антинародном характере. Я не являюсь экспертом, но по-моему мнению в высших эшелонах власти России вообще нет людей с развитым сознанием. А это означает, что мы имеем дело не с интеллигенцией, а с квазиинтеллигенцией, которая прислуживает государственной власти за ответные подачки. С помощью квазиинтеллигенции российская власть пытается воздействовать разрушающе на сознание людей. Какими способами?

На первом месте стоит образование. Сокращение преподавания литературы в школе оказывает негативное воздействие на нравственную и эстетическую составляющую формирующегося человеческого сознания. Сокращение уроков математики- на интеллектуальную составляющую. СМИ постоянно занимаются манипулированием сознания людей, используя для этого различные способы. В книге Сергея Кара-Мурзы и Сергея Смирнова «Манипуляция сознанием-2» таких способов раскрыто около трёх десятков. Вместо классических произведений культуры обществу навязываются сомнительные достижения массовой культуры, развращая людей нравственно и эстетически. Государством прилагаются титанические усилия для выведения подрастающего поколения из-под влияния родителей. Для этого разрушается институт семьи. Людей пытаются отвлечь от реальных проблем с помощью спорта, политики и религии, разделяя их на враждующие группировки и натравливая друг на друга. Всё это делается для того, чтобы не было даже предпосылок для возникновения общественного сознания. Широкое поле деятельности представляется для разного рода мракобесов: целителей, экстрасенсов, гадалок, предсказателей, магов, религиозных фанатиков, половых извращенцев.

В этих условиях у общества есть только два выхода: или погибнуть, или уничтожить существующее государство. Уничтожить нынешнее государство легко, тем более, что оно само, быстро разлагаясь, стремится к уничтожению. Но чем его заменить? На смену одним государственным уродам придут другие. Революцию сменит контрреволюция. Опять создастся государственная структура, которая вскоре начнёт разлагаться. Решение проблемы я вижу в том, чтобы политическая элита была сформирована национальной интеллигенцией. Но здесь возникает две проблемы: мнимая проблема и реальная.

Мнимая проблема состоит в том, что в мире существует множество препятствий объединению людей. Не могут объединиться идеалисты и материалисты; не могут объединиться теисты и атеисты; не могут объединиться коммунисты, фашисты и либералы. Данный список можно продолжать очень долго. Но это мнимая проблема. В.И.Ленин говорил, что ему ближе умный идеалист, чем глупый материалист. Я хотел бы жить в обществе, где умные фашисты служили бы государству, умные коммунисты занимались бы социальными вопросами и руководили общественными организациями, а умные либералы занимались малым бизнесом и творческими союзами. Главными различия находятся между разумом и глупостью, честностью и подлостью, красотой и безобразием. У людей с развитым сознанием нет межличностных препятствий для объединения.

Реальная проблема состоит в том, что настоящие интеллигенты являются людьми самодостаточными, сторонятся политики и не нуждаются в объединении (хотя и не будут ему препятствовать). Квазиинтеллигенция всегда на виду и готова залезть в любую щель, настоящую интеллигенцию надо искать с факелом днём, как это делал Диоген. Как разделить интеллигенцию и квазиинтеллигенцию? Для примера возьмём Анатолия Собчака. Образованный преподаватель университета, имеющий учёную степень, разбирающийся в искусстве. Чем не настоящий интеллигент? Люди ему поверили и он стал мэром Ленинграда. И тут оказалось, что он типичный представитель квазиинтеллигенции. Его управление городом продемонстрировало его глупость, его воровство явилось демонстрацией его подлости. Как выявить глупость и подлость такого человека до назначения его на высокий пост?

Я считаю, что нужна политическая партия, которая объединила бы настоящую интеллигенцию. Данная партия делегировала бы своих членов на высокие посты, анализировала бы их работу и имела бы право отзыва своих членов, которые не оправдали доверия, с этих постов.

Hosted by uCoz