Русское государство.

У нас самодержавие значит, что в России всё само собою держится.

Пётр Вяземский

Историю русского государства можно условно разделить на несколько периодов: княжеский, боярский, дворянский и номенклатурный. Смены периодов сопровождались смутами. Исключение составляет переход от княжеского периода к боярскому. В этом случае смута наложилась на монгольское нашествие, что исказило общую картину.

1. Княжеский период.

К VIII веку на территории, населённой славянскими племенами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военные объединения. Во главе этих союзов становились князь и княжеская дружина. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в более крупные формирования. Существовали три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племён с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В 882 году два крупнейших политических центра объединились под властью Киева, образовав древнерусское государство. Данное государство включило в себя территории других племён. В центре нового государства оказалось племя полян.

Князья с дружиной охраняли рубежи своего удела, а народ содержал своих защитников. Князь переходил из удела в удел, дружина следовала за ним. В случае смерти отца сын наследовал и его дружину. В самой дружине наблюдалось расслоение. Выделялась наиболее влиятельная часть дружинников, из которой потом сформировалось боярство. Переход князей из удела в удел способствовал тому, что вся русская земля воспринималась ими как одна наследственная вотчина их семьи. В свою очередь это давало право и дружинникам с лёгкостью менять князей. Чем богаче был удел, тем больше средств имел князь, тем охотнее к нему на службу шли дружинники. При военных столкновениях князей простые люди практически не страдали. Всё изменилось, когда дружина стала оседать на землю. Если раньше дружинники следовали за князем из удела в удел, то теперь они обзаводились вотчинами. Дань была заменена рентой. Дань взималась князем на том основании, что он является верховным правителем и защитником своих данников. Рента взимается собственником земли с тех, кто проживает на этой земле и пользуется ею. Для боярина его вотчина стала дороже интересов русского государства, а князья были вынуждены считаться с интересами боярства. А если князья не считались, то с ними поступали как с Андреем Боголюбским. Вслед за боярами и князья стали оседать в своих уделах. Изменился и характер междоусобных войн. Теперь князья с дружиной стремились ограбить территорию своего врага, истребляя там «жизнь». Больше всего страдал простой народ, который также был вовлечён в междоусобицу. Монголы спасли Русь от окончательного развала.

Было много факторов, которые привели к распаду Киевской Руси. Система натурального хозяйства позволяла существовать княжествам независимо друг от друга. Товарный обмен был незначительным, для большинства княжеств отсутствовала внешняя опасность. И плюс ко всему, началась деградация самих князей. Сначала они пролили родственную кровь. Потом они стали платить дань кочевникам. Народ их кормил для своей защиты, а теперь этот народ должен был кормить ещё и своих врагов. И закончилось всё тем, что князья стали приводить на русскую землю кочевников как своих союзников. Князья лишились морального права на управление Русью.

К середине XII века древнерусское государство фактически распалось на 15 самостоятельных княжеств, внутри которых сформировались более мелкие княжества, попавшие в вассальную зависимость по отношению к первым. Сформировалась двухуровневая структура единой Руси, где Киев лишь формально считался первопрестольным градом.

После разгрома монголами русских княжеств в первой половине XIII века они стали данниками Золотой Орды. Золотую Орду возглавлял хан, который избирался курултаем. Русские княжества сохранили свою государственность, но вынуждены были уплачивать подати, сбор которых поручался баскакам с военными отрядами. Система баскачества существовала до начала XIV века. После ряда восстаний в русских городах сбор дани был передан в руки русских князей. Это поручение закреплялось выдачей ханского «ярлыка». Выдавая ярлыки, ордынцы сталкивали князей между собой. В Московском государстве были восприняты некоторые черты административного управления, используемого монголами. Это влияние сказалось на системе и порядке налогообложения, формировании ямской транспортной службы, организации войска и финансового ведомства. И будущие самодержцы российские многое позаимствовали у ордынских ханов.

Из 74 русских городов 49 были разорены Батыем. Это привело к тому, что погибло множество князей и дружинников. Ни один из князей не склонился перед монгольским ханом. На место погибших заступила новая знать, которая была носительницей уже других нравственных ценностей. Новая знать встала на колени перед ордынской силой. Рабская психология пропитала новую знать. До ордынского нашествия интенсивно развивалось городское самоуправление. Многие города уже после Батыя снова и снова разрушались: Переяславль-Залесский- четырежды, Муром, Суздаль, Рязань- по три раза, Владимир- дважды. В этих условиях естественной оказалась консолидация князей и горожан, а не противоборство между ними. Роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей. Ордынское нашествие способствовало централизации русского государства, но оно же способствовало развитию рабской психологии прежде всего среди государственной элиты.

2. Боярский период.

Во второй половине XIV века в северо-восточной Руси усилилась тенденция к объединению земель. Центром объединения стало Московское княжество. Почему именно оно? Москва занимала довольно выгодно географическое положение. Город достался одной из младших линий князя Всеволода Юрьевича. Поэтому московский князь не мог претендовать на великокняжеский стол и должен был укреплять и возвышать собственное княжество. Слабость княжества заставляла московских князей умело маневрировать между различными центрами силы, расширяя свои владения. Кроме того, московский княжеский дом в течение нескольких поколений не знал внутрисемейных распрей и усобиц. В этом причина и того, что Москва стала притягательной для различных слоёв населения: крестьяне получали землю и различные льготы; льготами привлекались и ремесленники. Когда княжество укрепилось, бояре меняли своих князей на московского, так как служить великому князю выгоднее, чем в простом уделе.

В Москве интенсивно развивалась система поместных отношений: дворяне получали землю от великого князя за службу и на срок службы. Это укрепляло власть князя. В ходе централизации происходило преобразование всей политической системы. Князья сами становились вассалами московского великого князя. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу. Формируется принцип местничества. Укрепляющееся служивое дворянство становится опорой для московского князя в борьбе с феодальной аристократией, не желающей поступиться своей независимостью. В экономической области разворачивается борьба между вотчинным и поместным типами землевладения. Верхушка городского населения вела непрерывную борьбу с феодальной аристократией и активно поддерживала политику централизации. Высшим органом власти стала Боярская дума, состоявшая из светских и духовных феодалов. Она опиралась на дворянскую бюрократию. Отраслевыми органами центрального управления стали приказы, состоявшие из главы приказа, приказных дьяков и писцов. На местах находились специальные уполномоченные. Местное управление основывалось на системе кормлений. Наместники назначались великим князем. Срок пребывания в должности не был ограничен.

Иван III Васильевич завершил собирание земель Северо-Восточной и Новгородской Руси под властью Москвы. Создав из своих владений национальное Великорусское государство, он принял титул «государя всея Руси», претендуя на представительство и защиту интересов всей русской земли. Митрополит Зосима сформулировал идею царской власти для московских князей. Его работу продолжил Иосиф Волоцкий. Удельные князья приходили на службу к московскому князю со своими уделами, которые оставались за ними в качестве простых боярских вотчин. С половины XV века таких новых бояр прибыло порядка полутора сотен фамилий. Постепенно в Москве сложилось новое боярство. Это боярство претендовало на особую роль в управлении государством.

Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Вотчины обычно превышали поместья. Помещики вынуждены были более интенсивно эксплуатировать крестьян, а крестьяне уходили из поместий в вотчины. Для удержания крестьян в поместьях и стало развиваться крепостное право. В середине XVI века устанавливается единый порядок военной службы. С одинаковых размеров земельных угодий хозяева выставляли одинаковое число вооруженных людей. Со 150 десятин пахотной земли должен был выходить человек на коне и в полном доспехе. Владелец 300 десятин обязан был выступать в поход с одним вооружённым холопом; владелец 450 десятин- с двумя и т.д. Расширяются права владельцев поместий: обмен поместий на вотчины, наследование поместий, передача поместий в приданное. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты). Внеэкономическая зависимость в чистом виде проявлялась в холопстве.

Власть орды оправдывала существование русского государства и агрессивную политику московского князя по собиранию земель. Но вот войско хана Ахмата бежит после стояния на реке Угре. И что дальше? Как сохранить единство государства и заставить князей и бояр продолжать служить московскому князю при отсутствии внешней угрозы? Можно было возглавить государственную элиту, став первым среди равных. В этом случае государь должен был подчиниться общим законам, действуя в интересах боярского государства. Иван Грозный выбрал другой путь. Он возвысил себя над государством, став первым после Бога. А все, кто был с этим не согласен, подлежали уничтожению. Проще говоря по Марку Аврелию, государь отверг возможность стать вожаком и решил стать пастухом.

В 1547 году при Иване IV глава государства стал носить официальный титул царя, государя и великого князя Московского, передаваемый по наследству. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI века до середины XVII века. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили Боярская дума, церковные иерархи и выборные от дворянства и посадов. Духовная и светская аристократия представляли элиту общества. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения была главным источником денежных доходов для казны. Противоречия между этими основными группами населения позволяли царской власти балансировать и усиливаться. Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов и т.д. Вопросы обсуждались по сословиям, но принимались всем составом Собора.

В начале царствования Ивана Грозного действовала «Избранная рада», которая была в основном боярским органом управления. Данный орган уделял огромное внимание становлению местного самоуправления. Система кормлений была заменена земскими и губными избами. Компетенция этих органов закреплялась в губных и земских уставных грамотах, подписываемых царём, их штат состоял из «лучших людей», сотских, пятидесятских, старост, целовальников и дьяков. Деятельность земских и губных изб контролировалась различными приказами, число которых возрастало. В XVII веке местное управление подчиняется воеводам. В это же время появляются регулярные подразделения рейтаров, пушкарей и драгун. На службу в русскую армию поступают иностранцы. В конце XVI века военная сила России состояла из 100 тысяч конных ратников, составлявших дворянское ополчение, а также 25 тысяч пехотинцев стрелецких и казачьих полков и иноземных наёмников, получавших денежное и хлебное жалование и освобождавшихся от государственных налогов и повинностей.

В 1565 году началась опричнина. Она была вызвана решением Ивана Грозного поставить себя над государством. Вот примерная схема семилетней опричнины: сначала были репрессированы княжата, затем бояре и земские дворяне, за ними последовала семья Старицких, потом были перебиты новгородцы, замыкают список опричные лидеры Басманов, Вяземский, Зайцев. А в самой опричнине принимали участие представители старинных боярских и даже княжеских родов. Такое разнообразие жертв и участников опричнины ставит под сомнение сословные цели данного явления. Опричнина стала началом смутного времени. Борис Годунов мог исправить ситуацию, но и он пожелал продолжить политику Ивана Грозного. Являясь представителем боярства, он захотел возвыситься над этим боярством. И боярство его свергло, усугубив начавшуюся смуту. Участие поляков в этих событиях сыграло положительную роль. После убийства Лжедмитрия II осенью 1610 года смута приобретает преимущественно характер национальной борьбы, в которой русские стремятся освободиться от польских интервентов. Внешняя опасность временно объединила враждующие сословия. Смута ослабила позиции боярства, возвысила дворянство, привела к закрепощению посадского и сельского населения. С другой стороны русское общество впервые ощутило возможность выбора монарха.

3. Дворянский период.

В январе 1613 года Земский собор избрал на престол Михаила Романова, кандидатура которого устраивала разные слои общества, представители которых собрались в Москве. Механизмы управления были восстановлены по старым образцам. Продолжилось усиление централизации и царской власти. Продолжилась и крепостническая политика. Войны требовали увеличения численности помещиков, а фонд поместных земель был ограничен и средний размер поместья уменьшался. Всё это приводило к увеличению повинностей крестьян. Крестьяне бежали на необжитые окраины. Крестьянские побеги были переведены в государственные преступления.

Усиление царской власти привело к тому, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия. Признаками этого является наличие бюрократического аппарата, сильная профессиональная армия, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений, включая и Земские соборы. Государство вторгается во все сферы жизни. Происходит консолидация дворянства, а особое положение боярства резко ограничивается. В 1682 году отменяется местничество. Аристократическое происхождение утрачивает значение при назначении на руководящие государственные посты. Его заменяют выслуга, квалификация и личная преданность государю. В Табели о рангах от 1722 года оказалась перевёрнута старая система: титул и звание становились результатом продвижения по службе, а не наоборот. Абсолютная монархия начала наступление и на церковь.

Численность Боярской думы постоянно возрастала и её структура изменялась: в конце XVII века из состава Думы официально выделилась «Ближняя дума». В 1681 году выделяется Расправная палата, просуществовавшая до 1694 года. В 1701 году функции Боярской думы переходят к Ближней канцелярии. В 1711 году образовывается Сенат, который и положил конец Думе. Число приказов сокращалось, а вот численность штата чиновников возрастала: если в 40-е годы XVII века приказный аппарат составлял около тысячи шестисот человек, то уже в 90-е годы он вырос до четырёх тысяч шестисот человек. Количество воевод выросло до двухсот пятидесяти.

В целом в XVII веке сложилась система, в которой самодержец обладал безграничной властью. Главной его опорой было дворянство, лишённое каких-либо прав. Но это бесправное дворянство владело крепостными, которые были самыми бесправными в российском государстве. Так и сложилась страна рабов, которые отличались друг от друга только размером бесправия. Всё это так, если не учитывать одного обстоятельства: всё правление династии Романовых было временем народных волнений.В 1648 году в Москве произошёл Соляной бунт. Поводом для выступления послужил разгон стрельцами 1 июня делегации москвичей, пытавшихся подать челобитную царю на произвол приказных чиновников. Начались погромы дворов влиятельных сановников. Был убит думный дьяк Назарий Чистой, на растерзание толпе отдан начальник земского приказа Леонтий Плещеев, казнён на глазах народа окольничий Траханиотов. Волна антиправительственных выступлений летом 1648 года охватила многие города: Козлов, Сольвычегодск, Курск, Устюг Великий и другие. Возмущение охватило даже Сибирь, где восставшие в Томске арестовали местного воеводу. Самые упорные и продолжительные восстания были отмечены в 1650 году в Пскове и Новгороде, вызванные повышением цен на хлеб. В обоих городах власть перешла к земским старостам. Если Новгород капитулировал перед карателями князя Хованского быстро, то Псков выдержал трёхмесячную осаду под руководством Гавриила Демидова. Сопротивление псковичей прекратилось лишь после того, как все участники восстания были прощены. В 1662 году в Москве произошёл Медный бунт, вызванный резким падением рубля. 25 июля толпа двинулась в село Коломенское, где находился царь. В Москве восставшие громили дворы бояр и богатых купцов. Коломенское отстояли войска. Погибло несколько сотен человек, а 18 были публично повешены. Для подавления восстания Степана Разина правительство было вынуждено мобилизовать 60-тысячное войско. Соловецкое восстание длилось с 1668 по 1676 годы. Только в результате предательства монастырь был захвачен, из 500 его защитников в живых осталось лишь 60. Ну, и как вам рабская психология русского человека?

Основным носителем рабской психологии в России было не крестьянство, а дворянство, которое и возникло из княжеских холопов. Правда, и боярство было немногим лучше дворянства. Кстати, государевыми холопами именовались дворяне и другие служилые люди, а посадские люди и крестьяне назывались государевыми сиротами. Всё это позволяет сделать вывод о том, что русское государство было ущербным. При этом народ принимал государство как божественную волю. Даже знаменитый раскол был расколом с официальной церковью, а не с государством. Протопоп Аввакум верил в царскую власть. Получается, что царь мог опираться не только на дворян, но и на народ. Мог, но не хотел.

В 1689 году был создан особый Преображенский приказ. С 1697 года в нём оказались сосредоточенными розыск и суд по важнейшим делам. В конце 1717 года складывается система коллегий. Деятельность коллегий определял Генеральный регламент (1720 год), объединивший большое число норм и правил, детально расписывающих порядок работы учреждений. В 1708 году вводится новое территориальное деление государства: учреждались восемь губерний, по которым были расписаны все уезды и города. Потом число губерний возрастает до одиннадцати. В 1719 году одиннадцать губерний были разделены на 45 провинций.

В 1700 году решением царя было упразднено российское патриаршество. Вместо патриарха церковную организацию возглавил «местоблюститель». Церковными делами ведали Духовная коллегия и Монастырский приказ. В 1721 году был образован Святейший Синод, ставший высшим органом церковного управления. Монарх превратился в юридическую главу церкви.

Какое государство создал Пётр? Во главе государства стоял император с неограниченной властью. Сенат, высшее государственное учреждение империи, был руководящим контролирующим органом, но и за его деятельностью был установлен надзор. Сначала это был генерал-ревизор, а потом генерал-прокурор, который контролировал работу Сената, его аппарат, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров. Генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор подчинялись только царю, подлежали только его суду. Действуя через подчинённых ему прокуроров и фискалов генерал-прокурор выступал как «око царёво и стряпчий о делах государственных». На Сенат замыкались коллегии со строгим разграничением административных полномочий и сфер деятельности. Кроме коллегий продолжали существовать приказы, канцелярии, палаты и конторы. Система местных учреждений была сложна и запутана. Во главе губерний стояли губернаторы, на которых замыкалась губернская канцелярия. Далее шли воеводы с провинциальной канцелярией и воеводы с уездной канцелярией. Но полномочия местных учреждений не были чётко определены и разграничены.

После Петра I численность населения в Российской империи составила около 15 млн. человек, дворян около 500 тысяч, чиновников около 200 тысяч, духовенства с семьями около 300 тысяч. После Петра Великого разрыв между русским народом и правящим сословием только продолжал увеличиваться. Кроме того, происходит раскол между народом и царём, который стал называться императором. Во многом вина за это ложится на Петра Алексеевича, который не был образцом православного христианина.

В 1726 году создаётся Верховный тайный совет, который приобретает законодательные полномочия. В 1730 году этот орган управления упраздняется, и в 1731 году его место занимает Кабинет министров, который выполняет совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1741 году Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение. В 1762 году учреждается Императорский совет, состоявший из восьми человек, который в 1769 году заменяется Советом при высочайшем дворе. С 1801 года Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию. Ко всем этим изменениям привела борьба бюрократического аппарата и неограниченной властью монарха. Монарх не мог обойтись без мощного аппарата управления, но при этом не хотел попасть под его власть. Из-за этого император вынужден обращаться к верным людям, которым перепоручаются полномочия. При абсолютной монархии большое значение приобретает личность самодержца. Весь XVIII век происходила деградация высшего лица в русском государстве. В XIX веке эта тенденция продолжилась. И самым опасным являлось то, что личность монарха перестала быть священной для дворянства. Это и явилось причиной многочисленных дворцовых переворотов. Не будем забывать и об убийстве двух императоров. В 1775 году проведена губернская реформа. Накануне реформы территория России была разделена на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. Было увеличено количество губерний. В основу деления был положен количественный принцип. На территории губернии проживало около 400 тысяч душ, на территории уезда- около 30 тысяч душ. Провинции упразднялись.

Император возглавлял всю систему власти, опираясь на разветвлённый чиновничий аппарат. До 1801 года в качестве высшего совещательного органа действовал Совет при высочайшем дворе. Его сменил Непременный совет, состоявший из 12 членов, который просуществовал до 1810 года. В 1810 году в качестве высшего законосовещательного органа, разрабатывающего законопроекты, позже утверждаемые императором, был создан Государственный совет. Члены Совета назначались императором или входили в него по должности (министры). Законотворчество с 1826 года сосредотачивается в Собственной Его Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах. Канцелярия состояла из шести отделений: первые три были образованы в 1826 году, четвёртое- в 1828 году, пятое- в 1836 году, шестое- в 1842 году.

В 1802 году был принят манифест «Об учреждении министерств». Министерства обладали большей оперативностью в отличии от коллегий, в них усиливалась персональная ответственность руководителей. Изначально было образовано восемь министерств: сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1811 году издаётся «Общее учреждение министерств», которое подготовлено Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчинённая верховной императорской власти. Министры и товарищи министров назначались императором, высшие чиновники министерств- императором по представлению министра, низшие- министром. Аппарат министерств состоял из департаментов и канцелярий, которые возглавлялись директорами.

Что из себя представляла Россия в начале XIX века? Население страны в 1801 году насчитывало 37 млн. человек, а к 1825 году за счёт естественного прироста и присоединения территорий достигло уже 53 млн. На долю крестьян приходилось 90% всего населения. В 1801 году в 583 городах и посадах России проживало 2400 тысячи человек. Дворянство насчитывало 225 тысяч человек. Около 100 тысяч помещичьих семей владели крепостными крестьянами, причём около 70% из них были мелкопоместными и имели в собственности до 21 души мужского пола. К духовенству принадлежало 215 тысяч человек, к купечеству- 119 тысяч.

В 1825 году в России было 5261 промышленное предприятие, на которых работало 210,6 тысяч человек (96,1 тысяча крепостных и 114,5 тысяч вольнонаёмных, производительность которых была в 2-4 раза выше, чем у крепостных). Производство держалось на крепостном труде и ориентировалось на исполнение военных заказов, что отрицательно сказывалось на развитии промышленности. Если в 1800 году уральские заводы выплавили 10,3 млн. пудов чугуна и опередили Англию с 8 млн. пудов, то в 1825 году в России выплавили 10 млн. пудов, а в Англии- 37 млн. пудов чугуна.

Важнейшим этапом в жизни российского государства была война 1812 года. Против страны, где власть принадлежала франкофильскому меньшинству, выступила сама Франция. На поле боя встретились натуральные французы с русскими французами. Война подняла на дыбы всю Европу. Появилась возможность сравнить различные нации, различные государства, различные элиты. Русский солдат был признан лучшим солдатом Европы, а русские офицеры оказались одними из самых худших. И оказалось, что основным преимуществом русского государства перед другими является забитый, раболепный, убогий русский крестьянин. Этот крестьянин храбро бился на полях сражений, поднял на вилы тылы французской армии. А дворянство? Оно отсиделось в своих поместьях, утверждая с умным видом, что негоже лапотной России воевать с величайшим государством Европы. Молодые русские офицеры осознали всю ущербность русского государства. Именно они и создали движение декабристов. И это движение нельзя сводить исключительно к выступлению на Сенатской площади.

Многие молодые люди занялись самообразованием, офицеры стали обучать своих солдат грамоте, люди стали задумываться над преобразованием русского государства. Впервые в истории России дворянство возвысилось над своими сословными интересами и проявило себя как истинная аристократия. Правда, не всё дворянство, а только незначительная его часть. Но лиха беда начало. Кстати, Николай I приказал составить особую записку, куда вошли проекты декабристов, материалы их допросов и даже записки, составленные некоторыми из декабристов как по собственной воле, так и по желанию императора. По воспоминаниям современников, на протяжении всего царствования у Николая на рабочем столе лежал этот документ, к которому он не раз обращался. Кстати, монарх любил повторять, что царская власть должна опираться на закон. Выступление декабристов привело к тому, что император утратил доверие к дворянству и основную опору трона видел в чиновничестве. Усиление чиновничества и противопоставление его дворянству ослабляло русское государство. Нельзя забывать о том, что и дворянство уже не представляло из себя единой силы.

В 1827 году был создан специальный жандармский корпус, составивший вооружённую и оперативную опору Третьего отделения. На местах создавались губернские жандармские управления и городские команды жандармов. В 1837 году реорганизуется система полицейских органов. Появляется полицейская должность станового пристава. Становой пристав в своей работе опирался на сотских и десятских.

При Николае I в 1845 году был издан указ, по которому потомственное дворянство приобреталось на военной службе, начиная со старших офицерских чинов, а на гражданской- с пятого класса Табели о рангах, а не с восьмого, как было ранее. Тогда же были учреждены неделимые наследственные имения, не подлежащие дроблению между наследниками и переходящие по наследству к старшему сыну. Эти меры должны были законсервировать дворянское сословие.

В 1832 году была впервые озвучена знаменитая уваровская триада: православие, самодержавие, народность. Она противопоставлялась знаменитой французской триаде. Уваров обозначил её в письме к императору. Конечно, государство не соответствовало данной триаде. А если Уваров обозначил своё видение будущего русского государства? Первым элементом обозначено православие, которое должно было объединить общество и стать для него нравственным лидером. Самодержец должен стать для народа эталоном православного христианина, отцом для своего народа. А народ должен стать опорой для церкви и самодержца. Но реальность была совсем иной. И церковь не была нравственным лидером и была далека от учения Христа, и была подчинена светской власти; и самодержец не был отцом для своего народа и был далёк, как и церковь, от христианства; и народ не доверял ни церкви, ни самодержцу.

В начале 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, который возглавил шеф жандармов Орлов. Через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам. Программа крестьянской реформы была утверждена императором в конце 1858 года. 19 февраля 1861 года были подписаны ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы. В 1863 и 1866 годах положение реформы были распространены на удельных и государственных крестьян. В основу выкупной суммы была положена не фактическая стоимость земли, а сумма оброка, которую помещик получал до реформы. Крестьянская реформа была продворянской и фактически запустила механизм очередной смуты в русском государстве. Нерешённость аграрного вопроса погубила дворянское государство.

1 января 1864 года утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждений». Законом предусматривалось создание трёх избирательных курий. Курия землевладельцев состояла преимущественно из дворян-помещиков с высоким имущественным цензом. Городская курия включала купцов и предпринимателей. Сельская курия включала крестьян, которые выбирали своих уполномоченных на трёхступенчатых выборах. Реформа не создавала волостного земства. 16 июля 1870 года было утверждено «Городовое положение», закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую думу с городской управой. Думу и управу возглавлял городской голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

Что из себя представляло русское государство к концу XIX века? Некоторые историки утверждают, что это была быстро развивающаяся страна с великолепными перспективами. Другие историки придерживаются противоположного мнения. Вот краткий перечень тех, кто выступал против политики русского правительства: Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, В.Г.Короленко, Н.С.Лесков, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.М.Гаршин, М.Н.Ермолова, И.М.Сеченов, П.П.Семенов-Тяньшанский, К.А.Тимирязев, С.В.Ковалевская и т.д. Этот список можно продолжать долго, но и этих имён достаточно для того, чтобы признать, что не всё хорошо было в русском государстве. Но в своём Отечестве пророков нет. В России очень любят считаться с европейским общественным мнением. Хорошо, обратимся к иностранцам. Французское правительство арестовало и вознамерилось передать русским властям участника одного из покушений на Александра II Л.Н.Гартмана. Во Франции разразилась буря, против передачи выступили Виктор Гюго и Джузеппе Гарибальди. И французское правительство вынуждено было уступить и Гартман был освобождён из тюрьмы. С поддержкой русских радикалов выступали Чезаре Ломброзо, Нильс Норденшельд, Герберт Спенсер и т.д. А русский народоволец был популярным героем у многих классиков мировой литературы. А вот высказывание в 1889 году Марка Твена: «Если правительство, подобное теперешнему русскому, не может быть низвергнуто иначе как динамитом, то слава Богу, что существует динамит». Но оставим в стороне эмоции и обратимся к фактам.

Крестьянство насчитывало около 97 млн. человек (в разных источниках разные данные) и было главным податным сословием. При этом его численность возросла с 1861 года по 1900 год почти в два раза, а средний размер крестьянского надела на душу сократился с 4,8 до 2,6 десятины. Чистый годовой денежный доход на крестьянскую душу колебался от 8,5 до 12 рублей для Воронежской и Саратовской губерний (среднемесячная зарплата рабочего составляла 22 рубля). Нищее крестьянство было плохой опорой для государства, а зажиточная прослойка среди крестьян была очень узкой. Около 3 млн. составляло казачество, но и оно не было однородным. Всё большую роль в казачьих областях играл иногородний элемент. Малоземельное казачество и иногородние были настроены антиправительственно. Мещане превышали 13 млн. человек и их основу составляли городские ремесленники и мелкие торговцы. Данное сословие всегда примыкало к сильной стороне, а в лихие времена чаще всего придерживалось нейтралитета. К дворянству принадлежало свыше 1,8 млн. человек. 40% дворян составляли помещики, но более половины из них принадлежали к мелкопоместным. Часть дворян превратилась в мелких чиновников, простых хлебопашцев и даже пролетариев. Часть дворян примкнула к революционному движению. Государство проводило продворянскую политику, но не получило адекватной поддержки от этого сословия. Даже офицерский корпус перестал быть дворянским. Количество инородцев превышало 8 млн., и они были явно не на стороне правительства. Духовенство составляло около 600 тысяч. И это сословие не было однородным: купающиеся в роскоши церковные иерархи и бедствующие деревенские священники. Почётные граждане и купцы вместе составляли также 600 тысяч. Это был в основном буржуазный элемент, у которого были свои претензии к правительству. Суммируя всё можно прийти к выводу, что протестный потенциал в России был очень высок. Приведу ещё одну цифру: количество обеспеченных людей с доходом свыше 1 тысячи рублей в 1904 году составило примерно 1 млн. человек, а с доходом свыше 20 тысяч рублей в год- более 12 тысяч.

Реформы не повлияли на положение императора, который оставался неограниченным монархом. Волю монарха в жизнь проводил бюрократический аппарат, численность которого составляла около полумиллиона (и эта цифра различна в разных источниках). Состояние государства требовало от императора перемен, а Александр III и Николай II попытались законсервировать существующее положение вещей. При этом они не ставили никаких задач перед бюрократическим аппаратом, и чиновники стали работать исключительно на себя. Когда перед высшими чиновниками монарх ставит какие-то задачи, то для решения этих задач они вынуждены подбирать в свой аппарат умелых и грамотных людей. А если задач нет? Тогда можно окружить себя льстецами и родственниками. Убожество монарха и стало основной причиной деградации бюрократического аппарата. Об этом убожестве свидетельствует и то, что такой сторонник монархии как Победоносцев с презрением относился к российским императорам. К этому следует добавить и то, что государство так и не смогло выработать единую идеологию, которую разделило бы большинство общества. Вывод: дворянское государство было обречено.

Высшим совещательным учреждением оставался Государственный совет, который превратился в своеобразный отстойник высшей бюрократии. Предварительное обсуждение законопроектов происходило в департаментах, которые играли роль подготовительных комиссий. Существовали Комитет министров и Совет министров. Если Комитет министров иногда собирался, то Совет министров бездействовал с 1882 по 1905 годы. Для согласования действий правительственных органов собирались Особые совещания. Сенат оставался высшим судебным органом государства. Святейший Синод руководил РПЦ. Самым влиятельным государственным учреждением было Министерство внутренних дел, которому принадлежало право учреждения гласного полицейского надзора, право административной ссылки, разрешение или запрещение периодических изданий, контроль за органами земского и городского самоуправления. Видное место занимало и Министерство финансов, которое распределяло доходы, управляло торговлей, таможней и промышленностью. Во времена Александра III были проведены контрреформы, которые коснулись практически всех сторон жизни государства. В конце XIX в начале XX века в России появляются партии. К 1900 году удельный вес России в мировом промышленном производстве составил 5% (Великобритании- 19%, США- 30%, Германии- 16%, Франции- 7%).

Революция 1905 года привела к превращению неограниченной самодержавной власти в конституционную монархию, хотя и с многочисленными оговорками. При обсуждении в апреле 1906 года проекта «Основных законов Российской империи», в которых был определён характер царской власти, Николай II с неохотой согласился на исключение термина «неограниченная». Государственный совет был преобразован во вторую парламентскую палату. В октябре 1905 года Совет министров становится постоянно действующим органом. Происходит достаточно частая смена председателей Совета министров: октябрь 1905- апрель 1906 года- Витте, апрель 1906- июль 1906 года- Горемыкин, июль 1906- сентябрь 1911 года- Столыпин, сентябрь 1911- январь 1914 года- Коковцев, январь 1914- январь 1916 года- Горемыкин. Это является ещё одним доказательством того, что государство находилось в состоянии глубокого кризиса.

17 октября 1905 года принимается «Манифест об усовершенствовании государственного порядка». 20 февраля 1906 года вышло «Учреждение Государственной думы», в котором определялась её компетенция. Дума избиралась на пять лет, но её досрочно мог распустить император. Весной 1906 года Дума начала работу. Конфликт с правительством возник при обсуждении аграрного вопроса. 8 июня, просуществовав 72 дня, Дума была распущена. В феврале 1907 года начала работу вторая Дума. Между думами правительство приняло в августе 1906 года «Закон о военно-полевых судах». Его действие прекратилось весной 1907 года, но на его основании было казнено около семисот человек. Столыпин выступил перед Думой с программой будущих реформ, но оппозиция встретила эту программу очень критически. Дума была распущена, просуществовав 102 дня. Вместе с Манифестом о роспуске Думы было опубликовано новое «Положение о выборах». Было увеличено представительство землевладельческой курии и сокращено представительство крестьянской. В новой Думе большинство получили консерваторы.

Осенью 1912 года прошли выборы в Государственную думу четвёртого созыва. Председателем Думы был избран М.В.Родзянко. Начало войны привело к единению Думы и правительства, но поражения русской армии привели к расколу. В августе 1915 года в Думе образовался Прогрессивный блок, включивший в себя три четверти депутатов. В августе 1915 года император принял на себя верховное командование армией и переехал в ставку в Могилёв. В январе 1916 года на посту председателя Совета министров Горемыкина сменяет Штюрмер, в ноябре его сменяет Трепов, Трепова- Голицын. Оппозиция требует отставки и этого правительства. 25 февраля 1917 года император издаёт указ о роспуске Думы, а депутаты 27 февраля создают Временный комитет Государственной думы. 27 февраля был создан и Совет рабочих и солдатских депутатов.

1 марта 1917 года было образовано Временное правительство, провозгласившее полную политическую амнистию, основные права и свободы граждан, создание милиции и начало подготовки к Учредительному собранию. 2 марта депутаты Думы Гучков и Шульгин прибыли в Псков и убедили императора отречься от престола. Николай II передал власть брату Михаилу, но тот отказался принять престол и предоставил решение вопроса о власти Учредительному собранию.

В Петрограде возникло двоевластие, и у Совета реальной власти было больше, чем у Временного правительства. Кардинальным разногласием между властями стал вопрос о войне и её целях. Временное правительство затягивало с выборами в Учредительное собрание до того времени, когда спадёт революционный энтузиазм, что оказалось серьёзной ошибкой. В 1917 году сменилось четыре состава правительства, они образовывались 2 марта, 5 мая, 24 июля и 25 сентября. Министерские посты в общей сложности занимали 38 человек. 25 марта правительство ввело государственную монополию на продажу и куплю зерна. Одновременно в городах вводились карточки, которые далеко не всегда отоваривались. Правительство пыталось изымать хлеб силой и создала «Хлебармию снабжения». Результаты были минимальными. К осени в ряде городов и губерний наступил реальный голод. В июне 1917 года около 390 местных советов прислали своих делегатов на Всероссийский съезд советов. Решающую роль на нём играли эсеры и меньшевики.1 сентября Россия была провозглашена республикой. 14 сентября созывается Демократическое совещание из представителей советов, кооперативов, земств и армейских организаций. На совещании был сформирован орган контроля над правительством- Временный совет республики (предпарламент). В октябре распускаются выборные члены Государственного совета и Государственная дума.

4. Номенклатурный период.

В апреле 1917 года партия большевиков насчитывала 80 тысяч человек, в июле- 240 тысяч, в октябре- до 400 тысяч. Если в мае на Всероссийском съезде крестьянских депутатов за резолюцию Ленина было подано 6 голосов из восьмисот, то осенью крестьяне шли за большевиками. Если на выборах в районные думы Москвы в июне эсеры и меньшевики получили 70% голосов, большевики- 11%, кадеты- 17%, то в сентябре эсеры и меньшевики- 18%, большевики- 51%, кадеты- 26%. Под руководство большевиков 31 августа и 5 сентября перешли Петроградский и Московский Советы.

В ходе восстания в Петрограде к 25 октября 1917 года все ключевые пункты в городе были заняты отрядами Петроградского гарнизона и Красной гвардии. К вечеру этого дня начал работу II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов, провозгласивший себя высшим органом власти в России. Часть депутатов покинула съезд. Съезд сформировал ЦИК и Совет Народных Комиссаров для управления страной до созыва Учредительного собрания. Было образовано 13 народных комиссариатов. Были приняты декреты о мире и о земле.

Выборы в Учредительное собрание проходили в ноябре 1917 года. Большинство мест получили меньшевики и эсеры. 5 января 1918 года открылось Учредительное собрание. Председатель ВЦИК зачитал «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Учредительное собрание отказалось обсуждать документ, и фракция большевиков покинула заседание. В конце дня караул закрыл заседание. На следующий день ВЦИК издал декрет о роспуске Учредительного собрания, а войска разогнали демонстрацию в поддержку собрания в Петрограде.

С октября 1917 года до июля 1918 года ВЦИК принял более ста декретов, постановлений и других актов. За этот же период СНК принял около шестисот правовых актов. Эта законодательная активность часто подвергалась критике со стороны оппозиции. В июне 1918 года ВЦИК издал декрет, на основании которого на местах стали создаваться волостные и сельские комитеты бедноты, ставшие опорой новой власти в деревне. Комбеды проводили перераспределение земли между крестьянами, изымали излишки хлеба, действовали вместе с продотрядами, а также контролировали работу местных советов, могли распускать их, назначать новые выборы или заменять их, принимая на себя их функции. В конце 1918 года комбеды окончательно слились с местными советами. Деятельность центральных государственных органов осуществлялась под контролем партийных органов. Партийным решениям придавалось значение законодательных актов, всё чаще стали приниматься совместные постановления правительственных и руководящих партийных органов по наиболее значимым вопросам.

III съезд советов стал объединительным для советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа». Декларация определяла Россию республикой советов, государственное устройство определялось как федерация национальных республик. Провозглашались социализация земли, отмена частной собственности. Съезд определил систему органов федеральной власти: Всероссийский съезд, ВЦИК, СНК.

Высшим органом власти в РСФСР был Всероссийский съезд Советов. Между съездами высшая законодательная, исполнительная и распорядительная власть принадлежала ВЦИК. Между сессиями ВЦИК действовал президиум ВЦИК. На ВЦИК замыкались СНК, Верховный трибунал, Ревтрибунал и Кассационный трибунал, различные центральные комиссии. На СНК замыкались Совет рабочей и крестьянской обороны (Совет труда и обороны), Малый СНК, РВСР, ВЧК, Госплан, ЦСУ, ВСНХ, наркоматы. Данная структура власти действовала в 1918-1922 годах.

Национализация крупной промышленности проходила в несколько этапов. С осени 1917 до весны 1918 годов национализировались предприятия, имеющие особое значение для республики, а также предприятия, владельцы которых эмигрировали или саботировали решения властей. Затем началась национализация целых отраслей промышленности. В июне 1918 года декретом СНК была проведена национализация предприятий горной, металлургической, металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной, деревообрабатывающей, табачной, стекольной, керамической, кожевенной, цементной промышленности, а также паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и железнодорожного транспорта. Управление национализированными предприятиями возлагалось на Всероссийский совет народного хозяйства (ВСНХ). Руководящим органом было Бюро ВСНХ. В декабре 1917 года было принято положение о рабочем контроле.

Третий этап национализации промышленности приходится на период гражданской войны. Во второй половине 1918 года была завершена национализация крупных промышленных предприятий. Затем перешли к национализации средней промышленности, а в ноябре 1920 года ВСНХ принимает положения, объявившие все частные предприятия с числом рабочих свыше пяти при наличии двигателя или десяти без двигателя национализированными. В области сельского хозяйства экономическая политика вылилась в форму продовольственной развёрстки, введённой декретом ВЦИК в январе 1919 года. Излишки изымались по номинальным ценам или безвозмездно в случае отказа сдавать продукцию.

10 июля 1918 года на V съезде советов была принята первая Советская Конституция. В обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации был образован Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю полноту власти в области обороны. В апреле 1920 года он преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действующий на правах комиссии при СНК. На местах возникали чрезвычайные органы- революционные комитеты (ревкомы).

Первые тресты стали возникать ещё летом 1921 года. В марте 1921 года Х съезд РКП(б) принял резолюцию «О замене продовольственной развёрстки продовольственным налогом». В июле 1921 года был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений. Наказ СНК в августе 1921 года «О новой экономической политике» заложил основания для перевода госпредприятий на начало хозяйственного расчёта.

Первые шаги нэпа в экономике были крайне трудными. Голод 1921 года привёл к гибели до 5 миллионов человек в Поволжье, на Украине и т.д. Массовая безработица сочеталась с высокой преступностью и бандитизмом. Бушевала колоссальная инфляция. Стоимость рубля в 1921 году упала по сравнению с 1913 годом в 5600 раз. За 1922 год цены выросли в 256 раз, а за 1923 год- в 263 раза. Восстановление экономики началось с сельского хозяйства и лёгкой промышленности. Этому способствовало введение параллельной валюты, червонца, обеспеченного золотом и товарами. В начале 1924 года была проведена денежная реформа. На твёрдые дензнаки было обменено около 900 квадриллионов старых рублей. Численность армии сократилась почти в 10 раз.

В декабре 1922 года I съезд советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанный РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. II съезд советов в январе 1924 года утвердил конституцию СССР. Высшим органом власти объявлялся Съезд советов СССР. Между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР, который состоял из Союзного совета и Совета Национальностей. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим органом был Президиум ЦИК СССР. ЦИК формировал СНК СССР, в который входил председатель СНК, его заместитель и десять наркомов.

На XII Всероссийской партийной конференции, проходившей 4-7 августа 1922 года, были внесены изменения в устав партии. Теперь для секретарей губкомов устанавливался обязательный партийный стаж до 1917 года и утверждение вышестоящей партийной инстанцией, которая могла допустить исключение в величине стажа. Незначительное изменение, которое коренным образом изменяло структуру партии. В секретариате ЦК быстро была отлажена система учёта руководящих партийных работников. Сталин завёл специальную картотеку на нужных ему людей, которую вёл лично. С того времени появилось выражение "ходит под Сталиным", которое относилось к коммунистам, находившимся в распоряжении ЦК, но ещё не получившим назначения. Кредо своей кадровой политики Сталин выразил в организационном отчете ЦК на XII съезде РКП(б) в апреле 1923 года: "После того, как дана правильная политическая линия, необходимо подобрать работников так, чтобы на постах стояли люди, умеющие осуществлять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь. В противном случае политика теряет смысл, превращается в махание руками... Губкомы- это основная опора нашей партии, и без них, без губкомов, без их работы по руководству как советской, так и партийной работой партия осталась бы без ног". Обращаю внимание на то, что Сталин уже не разделяет партийную и советскую работу- всё должно быть подчинено партии.

Был предусмотрен и ряд мер по улучшению материального положения активных партработников. Постановлением XII конференции РКП(б) круг таких работников был определён в 15235 человек. Все они должны были быть обеспечены ставками 17-18 разряда, жильём, медицинской помощью и содействием в воспитании детей. Причем специально отмечалось, что эти мероприятия будут проведены ЦК за счёт партии. 2 февраля 1923 года вышло постановление Оргбюро ЦК: "О взаимоотношениях между парткомитетами и редакциями газет", которое ставило редакции газет под контроль парткомитетов. Постановлением Оргбюро ЦК от 16 марта 1923 года, принятым по докладу Л.М.Кагановича и Н.В.Крыленко, предусматривался также особый порядок привлечения к судебной ответственности секретарей губкомов и обкомов, только после согласования с ЦК. Так образовалась и укрепилась советская партийная номенклатура. Сначала она была служивым сословием, которое подчинялось высшему партийному руководству и государственной идеологии.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти и усилению номенклатуры. В 1923 году для уничтожения троцкистской левой оппозиции был создан политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 году Сталин поддержал правую позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую оппозицию». В апреле 1926 года тройственный блок распался, а Зиновьев и Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было пёстрым по составу и лозунгам. Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926 года лидеры оппозиции обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и партконференция осудили их действия. Осенью 1927 года оппозиция решилась на новую атаку: она опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные члены во главе с Троцким были подвергнуты ссылке. В ноябре 1928 года пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры «правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В 1929 году ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре 1929 года на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике. В январе 1934 года на XVII съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились, а партийная линия превратилась в догму. К 1935 году сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.

В 1932 году создаётся Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия. В 1934 году создаётся объединённый НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создаётся Особое совещание. В июле 1934 года был принят закон, устанавливающий ответственность за измену Родине, в том числе и для членов семьи обвиняемого.

В начале декабря 1936 года чрезвычайный VIII съезд советов утвердил проект Конституции. Высшим органом власти в СССР становится Верховный Совет СССР, наделённый законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Обе палаты признавались равноправными. Президиум Верховного Совета мог распускать Верховный Совет и назначать новые выборы. Вместе с тем Президиум подотчетен Верховному Совету. Верховный Совет формирует правительство. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Беру на себя смелость утверждать, что данная конституция ознаменовала собой конец попытки построить народное государство. Окончательно победила номенклатура. Съезд советов был органом местных самоуправлений, а Верховный Совет стал чисто номенклатурным органом. А всеобщие выборы? А кто выдвигал кандидатов? А кто контролировал СМИ? Кто организовывал выборы? Кто утверждал результаты? Попытки выдвигать альтернативных кандидатов изначально пресекались органами НКВД.

1 сентября 1939 года Верховный Совет СССР принял закон «О всеобщей воинской обязанности». В октябре 1939 года Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР, мотивируя это решение обращением к нему народных собраний обеих территорий. В марте 1940 года после войны с Финляндией часть финской территории была присоединена к Карельской автономной республике, а республика была преобразована в Карело-Финскую ССР. Выборы в сеймы Литвы и Латвии и Государственный совет Эстонии в июле 1940 года привели к власти «левых» кандидатов. Эти представительные органы провозгласили установление советской власти в Прибалтике, провели национализацию земли, промышленности и банков и обратились к СССР с предложением о принятии трёх республик в состав Советского Союза. В августе 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принимает решение об их включении в федерацию в качестве союзных республик.

22 июня 1941 года началась война. 29 июня Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создании Государственного Комитета Обороны. Летом начинается эвакуация промышленных предприятий в восточные районы страны. Для этой работы был создан Совет по делам эвакуации при ГКО. В октябре 1941 года образуется Комитет по эвакуации. Оба органа функционировали до конца декабря 1941 года, когда вместо них при СНК СССР было создано Управление по делам эвакуации. В июле 1941 года Политбюро приняло постановление об организации партизанского движения на оккупированных противником территориях. К концу года стали создаваться штабы и отделы партизанского движения при политуправлениях фронтов. В мае 1942 года при Ставке верховного главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения, а в сентябре- особое Главное командование партизанского движения.

В начале войны Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов. Была проведена перестройка структуры и работы Наркомата путей сообщения, Наркомата связи. В первый день войны была объявлена мобилизация 14 возрастов (от 19 до 55 лет). С июля 1941 года по октябрь 1942 года в армии действовал институт военных комиссаров и политруков. С осени 1942 года он замещается институтом заместителей командира по политчасти. С июля 1943 года вводится деление военнослужащих на рядовой, сержантский, офицерский состав и генералитет, были введены новые знаки различия.

В марте 1946 года СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР. В октябре 1952 года на XIX съезде партии произошли изменения в руководящих партийных структурах: Политбюро было заменено более многочисленным по составу Президиумом, был расширен состав Секретариата ЦК КПСС. Сразу после смерти Сталина был распущен его личный Секретариат. В марте 1954 года политическая полиция была преобразована в КГБ. Если Сталин худо-бедно держал в узде номенклатуру, то начиная с Хрущёва, она полностью подчинила себе государство. Точнее, это произошло после 1957 года, когда была предпринята попытка сместить Хрущёва «сталинистами». На стороне Никиты единым фронтом выступила номенклатура и одержала победу. Но Хрущёв не долго торжествовал. В октябре 1964 года Хрущёв был смещён с высших государственных и партийных постов. Пришедшая к власти группировка пыталась сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами. Создаётся ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по науке и технике. Вместе с тем предприятиям было предоставлено больше автономии. Но с 1972 года берут верх консервативные тенденции. В 19 77 году принимается новая конституция.

Власть номенклатуры была абсолютной. В Политбюро, в ЦК, в Верховном Совете СССР и в других властных органах заседали исключительно её представители. Как и царская бюрократия, номенклатура начала деградировать без контроля сверху. Она постепенно превратилась в касту, куда доступ посторонним был предельно ограничен. Не имея возможности расти вверх, номенклатурщики обрастали местными связями и собственностью. Так возникла первая группа конфликтов между центральной властью и местной. Вторая группа конфликтов была серьёзнее: между «старой» и «новой» номенклатурой. «Старая» номенклатура занимала ключевые посты в государстве и жила по принципу: хорошо живёшь сам, дай хорошо жить и другим. Они были воспитаны на марксистской идеологии и многие прошли войну. Именно война заставляла их думать и о простом народе. «Новая» номенклатура не имела никаких принципов. Основной её целью было постоянно растущее потребление, которое было невозможно без разграбления общенародной собственности. А на пути к осуществлению этой цели стояла «старая» номенклатура. Война двух номенклатур и погубила государство.

5. Третья смута.

Лидером «новой» номенклатуры стал Горбачёв. Для победы над «старой» номенклатурой он использовал народное недовольство, которое очень часто нагнеталось искусственно. В частности, под гласностью понималась нужная критика определённых недостатков. Сам Горбачёв и его окружение были вне критики. Сильно критиковалось взяточничество брежневских времён, но Горбачёв и сам брал и давал взятки. Как выяснилось позже, он брал взятки даже у глав иностранных государств. С 1982 года делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху 1985 году, привела к его разрушению. В республиках СССР нарастает национальная напряжённость (сказывается первая группа конфликтов). Проблемы возникли и в сфере экономики. Была восстановлена двухуровневая система представительских органов: съезд народных депутатов и Верховный Совет, избранный из депутатов съезда. В марте 1990 года на пост Президента был избран Горбачев. С середины года начался быстрый переход к многопартийности, которая является одной из форм одурачивания масс.

Народу объявили, что все его беды связаны со «старой» номенклатурой, от которой нужно избавиться. Под шумок избавились от идеологии, партии и Советского Союза. В августе 1991 года «старая» номенклатура попыталась остановить развал государства, но излишняя щепетильность в выборе средств не позволила ей это сделать. После победы над ГКЧП на пути у «новой» номенклатуры возникла новая проблема. Этой проблемой оказался съезд народных депутатов и Верховный Совет. «Новая» номенклатура не отличалась излишней щепетильностью и расстреляла своих противников. После расстрела началось время всеобщего разграбления страны. У новых хозяев жизни выработался и основной принцип: воровать в России, жить за границей. 12 декабря 1993 года была принята конституция. Очень странный документ. Чего стоит такая фраза: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». А это практически запрет на существование самого государства.

Народ понял, что его обманули. Пришедшие к власти оказались значительно хуже тех, кого они сменили. Но Ельцину, а потом и Путину на народ было наплевать. Но возникла другая тенденция, которая напугала «новую» номенклатуру. Дело в том, что общенародное добро быстро разворовали, потом начался передел собственности между ворами. А сейчас в стране выросло новое поколение, которое не умеет трудиться, не имеет нравственных тормозов и хочет много потреблять. А где взять средства потребления? Только у наворовавших в 90-ые годы. А как можно защитить свою собственность? Для этого нужно государство, которое является самым эффективным защитником частной собственности. И начались судорожные попытки построения нового государства. При этом элита расколота постоянными переделами собственности, силовые структуры срослись с криминалом, народ не верит власти, интеллигенция деградировала, общегосударственная идеология запрещена конституцией. В этих условиях построение нового государство является очень проблематичным. Третья смута продолжает набирать силу и раскалывать общество.



Hosted by uCoz