О пассионарности.

2012 году отмечалось столетие со дня рождения Льва Николаевича Гумилёва. Замелькали слова этногенез, этнос, пассионарность, пассионарии. Но что означают эти слова? Дадим слово самому Гумилёву: «Следовательно, начало этногенезов мы также можем связать с механизмом мутации, в результате которой возникает этнический «толчок», ведущий затем к образованию новых этносов. Процесс этногенеза связан с вполне определённым генетическим признаком. Здесь мы вводим в употребление новый параметр этнической истории- пассионарности. Пассионарность- это признак, возникающий вследствие мутации (пассионарного толчка) и образующий внутри популяции некоторое количество людей, обладающих повышенной тягой к действию. Мы назовём этих людей пассионариями.
Пассионарии стремятся изменить окружающее и способны на это. Это они организуют далёкие походы, из которых возвращаются немногие. Это они борются за покорение народов, окружающих их собственный этнос или, наоборот, сражаются против захватчиков. Для такой деятельности требуется повышенная способность к напряжениям, а любые усилия живого организма требуют энергии… При этом пассионарии выступают не только как непосредственные исполнители, но и как организаторы. Вкладывая свою избыточную энергию в организацию и управление соплеменниками на всех уровнях социальной иерархии, они, хотя и с трудом, вырабатывают новые стереотипы поведения, навязывают их всем остальным и создают таким образом новую этническую систему, новый этнос, видимый для истории. Но и уровень пассионарности в этносе тоже не остаётся неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз, которые можно уподобить различным возрастам человека…
Постепенно пассионарность иссякает. Когда энергии в системе становится слишком мало, ведущее положение в обществе занимают субпассионарии- люди с пониженной пассионарностью. Они уничтожают не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Наступает фаза обскурации, при которой процессы распада становятся необратимыми. Господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующиеся потребительской психологией. А когда субпассионарии проедят и пропьют всё ценное, сохранившееся от героических времён, наступает последняя фаза этногенеза- равновесие с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и предпочитают великим замыслам обывательский покой. Пассионарности в этой фазе хватает лишь на то, чтобы поддерживать налаженное предками хозяйство.
Новое развитие может вызвать лишь очередной пассионарный толчок, при котором возникает новая пассионарная популяция. Но она отнюдь не реконструирует старый этнос, а создаёт новый, давая начало очередному витку этногенеза- творческого процесса, благодаря которому Человечество не исчезло с лица Земли».

Ознакомившись с теорией Гумилёва, у меня возник ряд вопросов. Во-первых, как и почему возникает пассионарный толчок и что это такое? Во-вторых, есть ли материальные подтверждения генетической мутации пассионариев? В-третьих, что это за мутация, которая проявляется у группы людей и периодически повторяется? В-четвёртых, почему субпассионарии оказались способными истребить пассионариев и трудолюбивых гармоничных людей и зачем им это надо? Кстати, в одном из своих произведений Гумилёв вывел субпассионариев из пассионариев, которые потеряли энергию. Тогда возникает вопрос: кто и кого истребляет? В-пятых, есть ли примеры образования новых этносов? Я знаю примеры образования новых этносов только путём слияния нескольких существующих. Так слияние славянских племён с финно-угорскими привело к появлению великороссов. А вот слияние в единый этнос великороссов, белорусов и украинцев идёт очень тяжело. Но я не знаю ни одного случая появления нового этноса за счёт каких-то толчков или мутаций. В-шестых, является ли благом избыток энергии? Я не думаю, что кто-то захотел бы получить в своей электрической розетке повышенное напряжение или захотел бы находиться около ядерного реактора, который вздумал бы выдавать повышенную мощность. Избыток энергии хорош только для разрушения чего-нибудь. И главный вопрос: что даёт теория Гумилёва в практическом плане? Ни пассионарный толчок, ни генетические мутации не подаются ни предсказанию, ни управлению.

Давайте спустимся из академических кабинетов на грешную землю. Весной в подготовленную землю кидают зерно. Оно получает пассионарный толчок от почвы, тепла и влаги и прорастает. Росток обладает большой энергией и его смело можно назвать пассионарием. Летом развитие растения достигает максимума и оно начинает терять свою пассионарность. Осенью оно гибнет во время уборки. Всё, что имеет начало, имеет и конец. Всё, что нарождается, проходит фазы расцвета, апогея, распада и смерти. При этом любой крестьянин подтвердит, что молодое растение или животное обладают повышенной энергией. И нет никакого пассионарного толчка с генетической мутацией. Есть общий закон развития природы.

Русские былины сохранили образ самого пассионарного богатыря. Им является Святогор. Он обладал огромной силой, но не смог найти ей применение. Самым популярным русским богатырём является Илья Муромец. Силу он получил от каликов перехожих. Сначала калики дали ему слишком большую силу, но посчитали это злом и уменьшили её. Сила без ума- обуза. Сила- уму могила. Получается, что и наши предки выступали против избыточной силы и отдавали предпочтение уму.

В мировой литературе можно найти примеры подтверждения и опровержения тех или иных мировоззренческих концепций. Приключения Робинзона Крузо являются гимном либерализму с одной существенной оговоркой: реальный прототип героя потерял человеческий облик за время длительного затворничества и не смог впоследствии его восстановить. «Таинственный остров» Жюль Верна воспевает идеи коллективизма. А вот роман Джека Лондона «Морской волк» можно назвать антигумилёвским произведением, хотя он и увидел свет до рождения Льва Николаевича.

Вот первое описание Волка Ларсена: «Он крепко стоял на ногах, ступал твёрдо и уверенно; каждое движение его мускулов- то, как он пожимал плечами или стискивал в зубах сигару,- всё было полно решимости и казалось проявлением избыточной, бьющей через край силы. Но эта внешняя сила, пронизывавшая его движения, казалась лишь отголоском другой, ещё более грозной силы, которая притаилась и дремала в нём, но могла в любой миг пробудиться, подобно ярости льва или бешеному порыву урагана». Вот он, истинный пассионарий! Волку Ларсену противостоял Хэмфри Ван-Вейден (Хэмп), который являлся по определению Гумилёва субпассионарием, лишённым энергии. Волк Ларсен обвинял Хэмпа в том, что тот «кормится за счёт мертвецов» (почти дословный Гумилёв).

Однажды Хэмп спросил Волка, почему тот, обладая огромной силой, способностями и лишённый совести и нравственных устоев, достиг уровня только капитана шхуны. Ответ Ларсена был опять антигумилёвским. Он сказал, что нужны благоприятные обстоятельства для возвышения, и никто не создаёт эти обстоятельства сам. Все великие люди просто умели ловить счастье за хвост. Так было и с Корсиканцем (с Наполеоном). И Волк Ларсен носился с не менее великими мечтами. И не упустил бы благоприятной возможности, но она ему так и не представилась. Оказывается пассионарию мало иметь избыток энергии, нужно ещё иметь благоприятные обстоятельства. С этим утверждением я полностью согласен. Ведь и для прорастания семян нужна подготовленная почва, тепло и влага.

Но чего достиг Волк Ларсен? Даже как капитан «Призрака» он был не на высоте своего положения. Он не смог сплотить вокруг себя экипаж. Вся его энергия использовалась исключительно для разрушения. Всё закончилось тем, что Волк Ларсен был брошен своей командой и вскоре умер. Он оказался бездарным организатором. Какая уж тут организация дальних походов! А вот субпассионарий Хэмп продемонстрировал совсем иные качества. Он прошёл путь от полной беспомощности до способности в одиночку (помощь Мод Брустер едва ли была существенной) отремонтировать и управлять шхуной. В конце романа можно смело утверждать, что Хэмп стал пассионарием, что опять противоречит теории Гумилёва, так как здесь не было никакого пассионарного толчка и не было никакой генной мутации. А были изменившиеся внешние условия, которые изменили поведение Хэмпа. Получается, что внешние условия не позволили Волку Ларсену достичь каких-нибудь высот, и внешние же условия создали пассионария Хэмпа.

Можно много критиковать теорию Гумилёва, но достойна уважения сама попытка объяснить отдельные моменты человеческой истории. А что я могу предложить? Критиковать может любой дурак, а вот предложить что-то конструктивное дурак не сможет. Попытаюсь предложить свою трактовку исторических событий.

В любом социуме существует много противоречий. Если с противоречиями успешно справляются, то социум устойчив и развивается. Если с противоречиями не справляются, то социум разрушается. В любом социуме существует конфликт поколений. Молодое поколение обладает избытком энергии (и пассионарность не имеет к этому никакого отношения) и недостатком интеллекта и нравственности. Пока молодёжь имеет возможность самореализовываться, её избыточная энергия не представляет особой проблемы. Проблема возникает тогда, когда количество неустроенных среди молодого поколения становится значительным. Это первое условие того, что Гумилёв назвал пассионарным толчком. В любом социуме существует конфликт между двумя тенденциями: центростремительной и центробежной. Для нормального функционирования социума необходимо доминирование центростремительной тенденции. Практически любой кризис в социуме вызывает рост центробежных тенденций. Сплочению социума очень способствует внешняя угроза. Господство в социуме центростремительных тенденций является вторым условием для пассионарного толчка.

Третьим условием является наличие лидера, который обладает, как минимум, организаторскими способностями. С помощью этих способностей он возглавит неустроенную молодёжь, с помощью молодёжи придёт к власти и усилит центростремительные тенденции. И тогда этот лидер создаст не новый этнос, а новое государство, видимое для истории. И как себя в истории начинает проявлять это новое государство? Оно начинает воевать с соседями. Избыток неустроенной молодёжи позволяет создать многочисленную армию. Война- дело молодых. Войны, как правило, бывают очень успешными и приводят к увеличению территории государства. Увеличение территории приводит к усилению центробежных тенденций, а война значительно уменьшает количество неустроенной молодёжи. Новое государство существует до тех пор, пока у власти находится старый лидер. Как только он отходит от власти, центробежные силы разрывают государство и начинается гражданская война. Государство, обессиленное гражданской войной, само становится добычей соседей. И будет великим счастьем, если это государство сможет сохраниться в своих старых границах. А теперь попытайтесь ответить на вопрос: кто от всего этого выиграл? Выиграли греки от Александра Македонского? Выиграли монголы от Чингисхана? Выиграли французы от Наполеона? Выиграли немцы от Гитлера? Выиграло человечество от Александра Македонского, Чингисхана, Наполеона и Гитлера?

Что из себя представляет общество, народ, этнос? Человека отличает от животного наличие интеллекта и нравственности. Только обладающие развитым интеллектом и нравственностью могут называться людьми. Те, кто не обладают интеллектом и нравственностью ни в каком виде, являются животными. Между людьми и животными располагаются те, кто в той или иной мере обладают зачатками интеллекта и нравственности. Их я называю зверолюдьми. Сразу отмечу два момента. Во-первых, каждый человек проходит в своём развитии все стадии прежде чем станет человеком. Во-вторых, в любом обществе присутствуют одновременно и люди, и зверолюди, и животные. В современных обществах преобладают зверолюди. Они обладают потенциальной возможностью стать людьми, но они же обладают такой же потенциальной возможностью оскотиниться и превратиться в животных. При этом следует учитывать, что падение всегда происходит легче, чем возвышение.

Общество- это естественная среда обитания человека. Без общества не будет человека, без людей не будет общества. Если общество относительно небольшое, то особых проблем нет. Каждый знает каждого, и лучшие люди занимают лидирующее положение. Остальные берут с них пример и стремятся подражать. В этих условиях с каждым поколением обществом становится совершеннее. Но наступает момент, когда общество разрастается до размеров сложного общества, состоящего из составных частей. Если племя может существовать исключительно за счёт местного самоуправления, то союз племён уже нуждается в особом аппарате управления, а союз союзов племён без такого аппарата не может существовать. И в этот момент возникает необходимость в государстве- органе, который способен управлять этим сложным обществом. Как в этих условиях можно стимулировать человеческих особей становиться людьми, совершенствуя свои интеллектуальные и нравственные способности? Также, как и раньше. Лидирующее положение в государстве должны занимать самые интеллектуальные и нравственные люди, а остальные должны брать с них пример и стремиться им подражать. Особенно это касается «пассионарной» молодёжи.

Животные в своих действиях руководствуются инстинктами, зверолюди- страхом перед наказанием; люди- своим мировоззрением. Животные подчиняются исключительно материальным интересам, у зверолюдей уже наблюдается борьба между материальными и духовными интересами, у людей господствуют духовные интересы. Животным власть нужна для того, чтобы получать как можно больше материальных благ; зверолюдям власть нужна для того, чтобы избавиться от страха наказания, чтобы быть над законом; а людям власть вообще не нужна, она для них обуза, мешающая самосовершенствованию. Именно людям и должна принадлежать власть в государстве.

Представьте себе власть, которая не совершает глупостей и подлостей, а представители власти не стремятся конвертировать своё положение в материальные блага. Вот вам и рай на земле! А как же быть с законом природы, по которому всё, что имеет начало, имеет и конец. Но этот закон действует для статических систем, не способных к самосовершенствованию. В современных государствах правящие зверолюди стремятся законсервировать существующее положение вещей и своё привилегированное положение. Государство, в котором у власти находятся самые достойные, будет постоянно обновляться, потому что достойных будут сменять ещё более достойные, а предела совершенству нет.



Hosted by uCoz