Государственная тайна.

Зачем нужно государство? Ответ на этот вопрос и является самой большой тайной. Во все времена мыслители пытались ответить на этот вопрос. Для философа Конфуция государство являлось средством обеспечения блага народа и необходимого порядка. Он разработал концепцию идеального человека, который являлся бы благородным не по происхождению, а по воспитанию и вследствие самосовершенствования. Такой человек должен быть гуманным, справедливым, верным, искренним, всегда стремиться к знаниям и с особым почтением относиться к своим родителям. Деля всех людей на управляющих и управляемых, Конфуций считал, что управляющие и должны обладать качествами идеальных людей, становясь примером для всех остальных. Вся структура государства великим китайским философом сравнивалась с семьёй. Управляющие- это отцы народа. Конфуций был сторонником авторитарной системы, но считал, что важные решения должны приниматься группой лиц, чтобы исключить субъективность. Главным для стабильности государства является доверие народа. Неэффективность государственного управления ведёт к деградации общества.

Платон, говоря об идеальном государстве, проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Трём началам человеческой души (разумному, яростному и вожделеющему) аналогичны три схожих начала в государстве (совещательное, защитное и деловое). Этим началам соответствуют три сословия: правителей, воинов и производителей. Справедливость состоит в том, чтобы каждое сословие занималось своим делом и не вмешивалось в чужие дела. Платон выступает противником частной собственности. Его идеальное государство- это справедливое правление лучших и благородных. Аристократическому государственному устройству Платон противопоставляет четыре других. Появление частной собственности на землю и дома и превращение свободных в рабов ведёт к вырождению идеальной аристократии и возникновению тимократии (власть честолюбивых). Люди этого государства отличаются жадностью, грубостью и сребролюбием. В результате скопления значительного богатства у отдельных лиц в ходе войн и раздоров тимократия превращается в олигархию, когда у власти стоят немногие богатые, а бедное большинство не участвует в управлении. Бедные восстают против установившегося порядка вещей и устанавливают демократию. В этом государстве будут полная свобода и возможность делать, что хочешь. В таком обществе к власти может прийти человек, который не имеет способности к управлению и недобродетелен, но он имеет способность располагать к себе толпу. Так из демократии вырастает тирания. Причём тиран добивается власти как ставленник народа. Спасением для государства Платон считал власть законов.

Аристотель считал, что всякое государство представляет собой некоторую форму общежития. Он считал, что государство по своей природе является множеством. Государство состоит из граждан, которым доступны четыре функции: воинская, административная, судейская и жреческая. Интересна мысль Аристотеля о том, что человек- это существо политическое, а тот, кто в силу своей природы живёт вне государства,- это сверхчеловек или недоразвитое в нравственном отношении существо. Философ выделял шесть форм политического устройства: три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные (тирания, олигархия и демократия). Аристотель считал, что непременным условием стабильности любой формы правления является создание иллюзии того, что народная масса обладает верховной властью. В идеальном государстве Аристотеля нет ни бедных, ни богатых. В его основе лежит собственность средней величины. Граждане не должны заниматься физическим трудом, они живут за счёт труда рабов.

Марк Туллий Цицерон находился под влиянием идей Аристотеля. Причину происхождения государства он видел в природной потребности людей жить вместе. Цицерон признавал три формы правления: монархию, аристократию и демократию. Но данные простые формы несовершенны, так как легко склоняются к своим противоположностям. Лучшей формой правления является сочетание трёх простых форм. Правитель должен быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Цицерон считал, что гражданин должен защищать государство в качестве воина. Он определял народ как соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов.

Аврелий Августин считал, что человек- существо греховное и государство существует как наказание за первородный грех. Цель государства состоит в служении церкви, в насильственном приобщении к христианству, искоренении ересей, в поддержании социального порядка. Августин считал, что государство, в котором не соблюдается справедливость, представляет из себя банду разбойников. Он различал власть светскую и власть духовную, считая, что они обладают суверенитетом. Но власть духовную он ставил выше светской, потому что духовная сфера выше мирской.

Фома Аквинский считал целью государства общее благо и законность. Государство- это плод реализации божественного замысла и простым смертным не дано постичь его природу. Во многом Фома повторяет Аристотеля, утверждая, что человек- это животное общественное и политическое. Власть от Бога, но это не исключает злоупотребления властью. Если властитель не придерживается божественных законов, то подданные могут ему не подчиняться. Лучшей формой правления Фома Аквинский считал монархию. Правителю необходимы глубокие знания, истинная вера и владение политической наукой. Фома Аквинский использовал идею принадлежности всей власти народу.

Никколо Макиавелли впервые ввёл само понятие государства. Он рассматривал государство как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не даёт повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь- в презрение. Макиавелли считал, что в стране, где нет единства, невозможна республика, а возможна только автократия. При этом, он отмечал, что абсолютная власть очень быстро развращает как правителя, так и управляемых. Макиавелли выступал за умеренную республику, где будут сочетаться монархический, аристократический и демократический элементы власти.

Жан Боден отрицал возможность смешанной формы государства и наилучшей считал монархию. Для Бодена народ- это зверь многоголовый, лишённый рассудка. По его мнению цель государства- внутренний мир, справедливость, социальная гармония и защита от внешних врагов.

Гуго Гроций считал, что государство- совершенный союз свободных людей, заключённый ради соблюдения права и общей пользы. Он положил начало договорной теории происхождения государства. По его мнению, формы правления не имеют особого значения. Отрицательно относился к праву подданных на сопротивление власти, считая, что гражданская война хуже незаконного правления.

Томас Гоббс считал, что человек склонен к общественной жизни не по природе, а вследствие воспитания. Он считал, что человек ищет не общения, а господства и что к другим людям его влечёт не любовь, а жажда славы и удовольствия. Повсюду человек добивается своей выгоды. Из всего этого Гоббс делает вывод, что люди в естественном состоянии пребывают в постоянной вражде друг с другом- война всех против всех. И только общественный договор является основанием для новой формы взаимного общения людей- государства. По мнению Гоббса, общественный договор приводит к образованию общества и государства одновременно. Гоббс считал, что государственная власть едина и ничем не ограничена. Она действует бесконтрольно и безответственно.

Джон Локк также считал, что до образования государства люди находились в естественном состоянии в равенстве. Но такое состояние не было устойчивым. В целях обеспечения прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности они учредили политическое общество и государство. Государство, по Локку, совокупность людей, объединившихся под защитой закона, ими же принятого. Цель этого объединения- общее благо. Любая форма государства возможна только при условии общего согласия. Абсолютную монархию Локк не признавал формой гражданского правления. Суверенитет народа у Локка выше суверенитета созданного им государства. Первым предложил принцип разделения властей. Требовал отделения церкви от государства. Не признавал прав человека у крестьян и слуг, не одобрял демократию.

Шарль Луи Монтескье считал, что государства появляются из-за войн. Выделял в государстве законодательную, исполнительную и судебную власть. Власти должны ограничивать и сдерживать друг друга, и лучше всего, когда законодательная власть принадлежит народу. Монтескье определял политическую свободу как право делать всё, что дозволено законом. Он считал, что наилучшей формой народовластия является правление народа, осуществляемое опосредованно, через доверенных лиц. «Народ обладает удивительной способностью выбирать не правильные решения, а тех, кто способен принять правильное решение, тех, которым он может доверить часть своего авторитета».

Томас Пейн одним из первых в истории политической мысли проводит различие между обществом и государством. Считал, что общество создаётся нашими потребностями, а правительство- нашими пороками. Общество поощряет сближение, а государство- рознь. Общество- это защитник, а государство- каратель. Наилучшая форма представительной власти, по мнению Пейна, позволяет охранять гражданские права и безопасность с наименьшими затратами и наибольшей пользой. Он утверждал, что один честный человек дороже для общества и для господа, чем все коронованные негодяи, когда-либо жившие на земле.

Томас Джефферсон был горячим поборником идеи народного суверенитета. Он ратовал за свободное развитие мелкособственнического трудового фермерского хозяйства в условиях демократической республики, которую считал панацеей от всех социальных противоречий и бедствий. Активно выступал против рабовладения, которое считал противным человеческой природе. Утверждал, что в случае злоупотребления и насилия со стороны государственной власти не только правом, но и обязанностью народа является свержение такой власти. Джефферсон был сторонником сословного деления общества, особо выделяя аристократию.

Михаил Александрович Бакунин выступал против отождествления общества и государства. Государство- это механическая сила, искусственная организация. Бакунин критиковал договорную теорию образования государства как сводящуюся к отрицанию общества. Бакунин выводил государства из людского желания властвовать, повелевать другими. Для Бакунина государства- это орган насилия и эксплуатации. При этом он не видел ни каких различий в разных формах государства. Бакунин призывал к всемирной анархической революции, которая уничтожит капитализм и государство. В будущем государство должно быть заменено вольной организацией рабочих масс, федерацией самоуправляющихся общин. А как будет называться эта вольная организация или федерация?

Карл Маркс и Фридрих Энгельс считали, что государство появилось с разделением общества на классы. И не просто на классы, а классы антагонистические: класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых. Тогда и государство в руках эксплуататорского класса является инструментом подавления класса эксплуатируемых. Из этого логично следует, что с исчезновением эксплуатации исчезнет необходимость и в государстве. Но Карл Маркс делает очень существенную оговорку. Он утверждает, что государство исчезнет, а вместе с ним исчезнет и господство, но останется своего рода централизованное управление экономической деятельностью, поскольку правильная координация деятельности миллионов рабочих совершенно необходима в условиях весьма сложной промышленной экономики. А как будет называться это централизованное управление?

Какое разнообразие взглядов и мнений! Это только малая часть этих взглядов и мнений. Кто-то государство обожествляет, кто-то его отрицает. Почему так происходит? Дело в том, что человеческое общество выросло из животного стадного инстинкта. Я согласен с мнением многих философов о том, что именно общество и создало человека (общество и интеллект). А вот государство является продуктом деятельности разума человека. А так как разум человека далёк от совершенства, то и продукт его деятельности несовершенен, хотя и улучшается со временем. Как были неказисты первые каменные топоры, но они являлись предшественниками современных компьютеров.

Я уже отмечал, что вижу в государстве только инструмент, и сравнивал этот инструмент с топором, которым можно убить старуху-процентщицу, а можно построить великолепную церковь. Но дело в том, что при этом основная функция топора не меняется. Топор предназначен для того, чтобы наносить рубящие удары. А для чего предназначено государство? А государство предназначено для управления. Оно является субъектом управления, и в этом нет никакой тайны. А что является объектом управления? В этом и заключается главная государственная тайна. Объектом управления государства является общество. Объективная необходимость в государстве и возникла тогда, когда общество выросло до таких размеров, что местное самоуправление уже не могло справляться с функциями управления. Возникла необходимость в особой управляющей структуре, какой и стало государство. Затем государство стало претерпевать различные метаморфозы, попадая под власть тех или иных личностей, группировок, сословий и классов. Но во всех случаях государство выполняло управленческую функцию.

Почему то, что основным предназначением государства является управление обществом, стало государственной тайной? А какие выводы следуют из этого предназначения? Управлять обществом- это значит совершенствовать образование, культуру и здравоохранение. Управлять обществом- это значит развивать местное самоуправление и укреплять институт семьи. А экономика, инфляция, курсы валют, ВВП и даже военный потенциал являются вещами второстепенными. И главными людьми в государстве становятся учителя, работники культуры и врачи, а не экономисты и юристы. И эффективность государства оценивается совсем по другим критериям, чем принято сейчас в мире. Представьте себе, как изменится мир, если все государства займутся своим предназначением- управлением своими обществами. Возможно, что тогда и наступит рай на земле.

Государство управляет обществом, а общество содержит государство и делегирует ему на службу лучших своих представителей, которые улучшают государство. Так как общество, благодаря в том числе и государству, улучшается, то улучшаются и его лучшие представители, что приводит к совершенствованию государства. Государственная служба становится самым почётным способом служения обществу. А если государство не управляет обществом, не выполняет своего предназначения? Тогда мы имеем дело с паразитическим государством, которое занято исключительно обслуживанием своих собственных интересов. Такое государство желает деградации общества, а людей хочет превратить в подданных, лишённых воли. Такое государство воспринимает любую попытку людей объединиться, как угрозу своему существованию. Но кроме безвольных подданных государство нуждается и в умелых руководителях, обладающих волевыми качествами. Идеальным гражданином паразитического государства становится человек, который готов безвольно подчиняться и быть волевым руководителем. Такое двуличие разрушает человеческую личность.

Один из афоризмов Ключевского гласит, что «государству служат худшие люди, а лучшие- только худшими своими качествами». Это полностью соответствует паразитическому государству. Человек, поступая на службу паразитическому государству, должен согласиться на интеллектуальную и моральную деградацию, а государство щедро оплатит такую деградацию материальными стимулами. И чем выше будет человек подниматься по служебной лестнице такого государства, тем меньше в нём будет человеческого, тем большего презрения и ненависти он будет заслуживать, но тем щедрее будут материальные стимулы. Чем дальше, тем больше материальных ресурсов будет потреблять паразитическое государство для поддержания своих сторонников. И настанет время, когда общество вынуждено будет избавиться от такого государства. И тут нужно помнить одну истину: нельзя строить новое государство, используя старых чиновников. Паразитическое государство нужно уничтожать вместе со всем государственным аппаратом.

Hosted by uCoz