Рассуждения о понятиях.

Понятие "экономика" впервые появилось в античном мире. Тогда оно обозначало управление хозяйством. Появились и первые специалисты в этой области, которые назывались экономами. Для древних их хозяйство служило не обогащению, а обеспечению достойных условий жизни. Производительным трудом занимались рабы, очень часто и экономами были рабы. Свободные люди должны были посвящать своё время возвышенным понятиям, экономика к этим понятиям не относилась. Правда, тогда же появилось и другое понятие- хрематистика. За этим понятием стояло умение наживаться любой ценой. Но такое умение было презираемо в древнем мире.

Стремление к стяжательству было презираемо и позже. Многие мыслители, философы, в том числе и служители культа, осуждали ростовщичество. Но всё изменилось с приходом капитализма. Появилось протестантство, погоня за прибылью стала заслугой, в достижении которой все средства хороши. Богатство стало считаться божьей благодатью, хотя Христос проповедовал совсем иное. И искусство достижения максимальной прибыли назвали экономикой. Я согласен с тем, что трактую данный термин очень упрощённо, но я думаю, что данная трактовка наиболее точно выражает суть (ведь я же дилетант).

Появилась и убеждённость в том, что в основе всей жизни общества лежит экономика. Эта убеждённость получила название экономизма. Экономизм можно много критиковать, но следует признать, что состояние современного общества он определяет очень точно. Если у древних экономика служила делу развития личности, то современную личность экономика уже поработила. Экономика уже не занимается удовлетворением материальных потребностей личности, она сама создаёт потребности и этим формирует личность. На смену человеку разумному приходит человек потребительский. Если древние ели, чтобы жить, то современный человек живёт, чтобы есть. В истории Земли уже были такие создания, они назывались динозаврами, но об этом на другой странице.

Политика- это искусство управления государством. Кажется, что данное определение навсегда закрепляет приоритет политики над экономикой, но это не так. Западные либералы очень любят говорить о том, что в современном мире политика не зависит от экономики, а в древнем мире она зависела. Ведь в древнем мире правом голоса обладали только собственники, а в современном мире этим правом обладают все. Я утверждаю обратное. Да, в древнем мире правом голоса обладали только собственники, но этот голос не зависел от размера собственности. Основой собственности была земля, но государство часто вмешивалось в земельные вопросы и производило перераспределение земли. Основные расходы римского бюджета приходились на армию, многочисленные зрелища и бесплатные раздачи. В Риме уже был люмпен-пролетариат, который существовал за счет государства. Да и ценообразование было явно не свободным. С начала II века до н.э. принимались многочисленные законы против роскоши. Цезарь ограничил суммой в 65 тыс. сестерциев количество денег, которые могли находиться в доме, остальные деньги должны были быть вложены в дело. Плебей в Риме отличался от патриция ограничением в политических правах, но не отношением к средствам производства и собственности. Выступления демоса и плебса в Греции и Риме носили чаще политические требования (хотя были и экономические). Всё это доказывает приоритет политики над экономикой в древнем мире.

В современном мире всё иначе. Экономика, в современном её понимании, полностью подчинила себе человека. В выборах различных органов власти звучат преимущественно экономические требования, а политика рассматривается исключительно служанкой экономики. Я согласен с тем, что право голоса имеют все, но все ли свободны в этом праве? Плата за труд- цена рабства. Это выражение возникло в древнем мире, но выражает суть современности. Человек, который получает плату за труд, не может быть свободным. Только самостоятельный хозяин, владелец земельного надела, избавленный от необходимости работать на другого, может быть свободным и иметь возможность воспользоваться правом голоса. В некотором смысле в древнем мире было значительно больше демократии, чем в современном.

Несколько слов о буржуазии. Первоначально это слово объединяло всех горожан, которые не принадлежали к знати и духовенству. Это были ремесленники, торговцы и средневековая интеллигенция. Этих людей объединяло то, что сегодня называют рыночными отношениями. Эти люди не могли существовать вне рынка, на котором они продавали свой труд. Эти люди были рабами рынка и его основными идеологами. С появлением буржуазии возник конфликт между городской (промышленной) и сельской (аграрной) цивилизациями, который к настоящему времени разрешается в пользу города. Но я сомневаюсь в том, что это стало благом для всего человечества.

В чем разница между этими цивилизациями:
1. Разрывается связь поколений. В аграрной цивилизации сын наследует дело отца, внук- дело сына. Достаток достигается трудом нескольких поколений, каждое из которых вносит свою лепту. Постепенное улучшение жизни- это и есть эволюция. В промышленной цивилизации связь поколений очень часто нарушается. Это приводит к тому, что эволюция заменяется революцией. Крестьянин стремится работать на перспективу, а рабочий хочет получить всё, сразу и сейчас.
2. Происходит унификация культуры. В аграрной цивилизации человек зависим от капризов природы, он должен с ними считаться, он должен приноровиться к ним. Это создаёт уникальную культуру, которая разнообразна также, как разнообразна природа. Промышленная цивилизация не зависит от капризов природы и создаёт культуру, которая уже не имеет существенных различий в разных регионах земли.
3. Создаётся новый человек. Сельский человек является итогом длительной эволюции природы. Городской человек создан вопреки законам эволюции. Если внимательно приглядеться, то можно обнаружить признаки вырождения у городских жителей. Городской житель, перемещённый в сельскую среду, демонстрирует полную беспомощность. А как выглядят города при отключении электроэнергии или теплоснабжения? Многие городские жители не в состоянии приготовить себе еду при отсутствии полуфабрикатов. Любая задержка с вывозом мусора превращает города в помойки.
4. Сельская цивилизация самодостаточна. Городская цивилизация не может существовать автономно. Развиваясь, она готовит свою гибель, которая неизбежна, так как ресурсы Земли конечны, а городская цивилизация только поглощает их и ничего не воспроизводит.

В настоящий момент многие философские школы приходят к мысли о необходимости возрождения или возвращения к сельской (аграрной) цивилизации, замены промышленности ремесленным производством, сочетания умственного и физического труда. Может быть, в этом и есть путь к спасению человечества.

Говоря о буржуазии, нельзя обойти молчанием и пролетариат. Очень часто ставят знак равенства между пролетариатом и рабочим классом, но это не совсем правильно. Пролетариат впервые появился в античные времена в Риме. Это было сословие, находящееся на содержании у государства. Оно не имело собственности и было обязано воспитывать детей для римской армии (преимущественно). Можно смело утверждать, что это были отбросы общества, стоявшие чуть-чуть выше рабов. С появлением класса наёмных рабочих, их стали называть пролетариями. Точнее, их стали так обзывать.

Значительная часть рабочего класса действительно является пролетариатом, но пролетариатом является и значительная часть интеллигенции, и крестьянства. Что отличает пролетариат? Носителем какой идеологии он является? Во-первых, самодовольство. Пролетариат удовлетворен своим положением и ничего не хочет менять. Во-вторых, цель труда пролетария- исключительно денежное вознаграждение. За деньги он способен на всё. Под деньгами следует понимать исключительно материальное вознаграждение. В-третьих, полное отсутствие духовных потребностей. Если внимательно приглядеться, то пролетариями являются рабочие на конвейере, чиновники, "новые русские", значительная часть нашей творческой интеллигенции и т.д. Пролетариями не являются высококвалифицированные рабочие, для которых важен результат их труда; управленцы, которые ориентированы на результат своей деятельности; офицеры, которые исполняют долг по защите своей Родины; деятели искусства, которые стремятся создать что-то вечное и прекрасное.



Hosted by uCoz