Загадочная русская душа.

Русская национальная мысль чувствует потребность и долг разгадать загадку России, понять идею России, определить её задачу и место в мире.

Н.А.Бердяев

Когда приближаешься к острову Кижи, первое что видишь- это церковь Преображения Господня. Что думал и чувствовал создатель этой красоты? Зачем он создал этот шедевр? Может быть, он хотел увековечить память о себе? Может быть, он сделал себе состояние на этом строительстве? Ответ одновременно и прост, и сложен: русский человек это создал для души и от души. Какой же должна быть эта душа, которая подвигла человека на такое творение?

Часто можно слышать мнение о том, что в современном мире происходит столкновение цивилизаций. Борьба происходит между европейской и азиатской цивилизациями, Россия же не воспринимается как отдельная цивилизация. Почему? Что мы знаем о прошлых цивилизациях? Мы о них судим по произведениям культуры. Может быть, Россия не имеет своей самобытной культуры? Может быть, церковь Преображения Господня теряется на фоне египетских пирамид? Я считаю, что основной отличительной чертой любой цивилизации является её самодостаточность. В этом смысле Россия является отдельной цивилизацией. Любая попытка принизить значение России обречена на провал. Россия является единственной страной в мире, которая самодостаточна экономически и культурно. Я не являюсь славянофилом и не стараюсь принизить значение других народов, я реально смотрю на вещи. Современный мир и современную культуру нельзя представить без России. Поэтому я считаю себя в праве рассматривать столкновение европейской и азиатской цивилизаций в плане определения роли и места русской цивилизации.

Основу европейской цивилизации составило желание человека преобразовать природу. Идя по этому пути, человек достиг огромных успехов в науке и технике. В настоящий момент возможности человека практически сравнялись с возможностями природы (особенно в части разрушения). Сейчас человек уже может создать такую термоядерную реакцию, которая будет идти с привлечением водорода, находящегося в атмосфере и воде. Иначе говоря, эта реакция превратит Землю в маленькое Солнце, которое погаснет, когда кончится водород (может быть, это и произошло на Марсе). Человек уже присматривается к тому, чтобы изменить самого себя на генном уровне. Идея Ницше о сверхчеловеке очень популярна в европейской цивилизации. Но сделала ли эта цивилизация человека счастливым? Стал ли человек умнее и совершеннее? Швецию принято считать парадной вывеской Европы, но в этом государстве очень высок уровень самоубийств. Почему? Европейскую цивилизацию двигает индивидуализм и потребительство. Человек стремится выделиться из толпы себе подобных для того, чтобы иметь возможность потреблять как можно больше благ. Это основной закон европейской цивилизации. Этот закон создал интеллектуала, но разрушил общество. Конкуренция за обладание материальными благами привела к тому, что многие люди оказались выброшенными за борт, другие люди осознали бессмысленность этой борьбы, которая превращает человека в животное. Человек начинает цениться не по своему внутреннему миру, образованию, духовным качествам, а по марке автомобиля, костюма, часов. Многие европейцы в поисках духовности обращаются на Восток, и в этом смысле азиатская цивилизация уже одерживает победу.

Призывы следовать по европейскому пути развития, которые были очень модны в России, можно сравнить с призывами покупать билеты на "Титаник", зная о его скорой гибели. Во-первых, европейская цивилизация никогда не пойдёт на снижение своего уровня потребления, поэтому Россия будет принята в это сообщество только на особых условиях. Одно из этих условий будет заключаться в том, чтобы не претендовать на равенство в уровне потребления, но русские европейцы только за этим и стремятся в Европу. Другое условие- защита европейских ценностей от азиатской цивилизации, но Россия и так уже заплатила слишком большую цену за защиту Европы и ничего не получила в ответ. Во-вторых, Россия будет допущена в это сообщество, если она будет больше давать, чем получать. В-третьих, климатические условия в России никогда не дадут ей возможности создать потребительское общество по европейскому образцу. С другой стороны, Россия легко может противостоять европейской цивилизации, если мобилизует духовные силы своего общества. Россия заставит Европу считаться с собой, если противопоставит европейскому индивидуализму свой коллективизм. Кстати, а что будет с нашей земной цивилизацией, если все в мире последуют примеру Европы и станут наращивать своё потребление? Земные ресурсы ограничены, и будущее за аскетизмом и накоплением духовных богатств, а не материальных.

С азиатской цивилизацией всё значительно сложнее. Основу её составило не желание преобразовать природу, а желание жить в гармонии с природой. Природа очень не любит отклонений от среднего, поэтому в азиатской цивилизации большое внимание уделяется общественному, а не индивидуальному. Даже если молодой человек будет умнее, он внимательно выслушает своего старшего наставника и сделает так, как тот ему велит. В результате Азия проигрывает Европе в интеллекте, но выигрывает в нравственности. Если интеллектуальное отставание Азии определяется несколькими десятилетиями, то её нравственное опережение Европы составляет несколько поколений. Япония продемонстрировала, как легко азиатская цивилизация может ликвидировать своё интеллектуальное отставание от Европы. Когда Польша попыталась повторить опыт Японии, она потерпела крах.

Противостоять азиатской цивилизации России значительно сложнее, чем европейской. Уже несколько десятилетий мы занимаемся только тем, что разрушаем нравственные основы своего общества. Но не всё так печально. Россия богата самородками и талантами. Русский мужик со средним образованием легко додумается до того, над чем сломают головы десятки высокообразованных азиатов. Благодаря своим предкам, мы на генетическом уровне пока ещё опережаем наших восточных соседей. Россия может противопоставить азиатской цивилизации самобытность и непредсказуемость своего народа.

Получается, что для того, чтобы Россия выстояла в противостоянии с европейской и азиатской цивилизациями, она должна развиваться в двух противоположных направлениях: укреплять общество и обеспечивать самореализацию его членов. Но в этом и заключается главный секрет русской души, которая одновременно стремится и к общинности, и к индивидуальности. Антиномичность- главное свойство русского человека. Антиномия (от гр.- против и закон)- сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, каждое из которых признаётся логически доказуемым. Русский человек одновременно и религиозен, и атеист; он одновременно и умён, и глуп; он- и щедр, и жаден; он- и государственник, и анархист; он- и силён, и слаб; он- и велик, и ничтожен.

Многие иностранцы пытаются понять Россию. Они проживут здесь несколько лет в Москве или Санкт-Петербурге, попутешествуют по Золотому кольцу, пообщаются с нашими чиновниками, швейцарами и официантами, переспят с нашими проститутками, и вот готов эксперт по России. А если к этому добавить всю ту мразь, которая представляет нашу страну за границей, если вспомнить про убогость первых лиц нашего государства, то образ России в глазах иностранцев будет полный. Но соответствует ли он действительности?

Часто можно слышать о загадочной русской душе. Но что это такое? Чем русская душа отличается от других? И отличается ли она? Что такое душа? Попытаемся разобраться в этих вопросах. Почему русские отличаются от других народов? Древнегреческий историк Геродот утверждал, что развитие народа и ход исторических событий подчиняются природным условиям. Эту же мысль разделяли и видные русские историки Соловьёв и Ключевский. Условия, в которых формировался русский народ, являлись уникальными. Ни один народ в мире не развивался в таких тяжелых условиях и не создал при этом великого государства. Поэтому мы и отличаемся от других европейских народов. Мы не лучше и не хуже, мы- другие. Греческие и римские источники, говоря о древних славянах, причисляли их к развитым народам, потому что наши предки строили дома, вели оседлый образ жизни и воевали в пешем строю. Греков, ценителей красоты, восхищала стройность славян, их сила и ловкость. Славяне уделяли внимание крепости тела, но могли появиться на людях грязными и рваными. Внешность не имела для них значения. Они презрительно относились к роскоши, часто захваченные на войне украшения они просто зарывали в землю. В "Повести временных лет" упоминается случай, когда князь Святослав принимал греческих послов. Он презрел золото и принял с радостью оружие. Узрев это, греки не решились воевать с таким князем и согласились уплатить дань.

В бою древние славяне были храбры и стойки. Для них не имело значения количество врагов, они продолжали биться даже в безвыходном положении. Попав в плен, они стойко переносили мучения. Эти качества очень высоко ценились в то время, и древних славян охотно принимали на военную службу. Их можно было встретить даже среди викингов. Отмечалась и их жестокость на войне, но я не думаю, что другие народы на войне были менее жестокими. В то же время они очень хорошо обращались с рабами. Рабы питались с господами за одним столом, устанавливался срок рабства, после этого срока раб получал свободу и мог жить среди своих бывших владельцев.

Наши предки отличались исключительным гостеприимством. Гость для древних славян был священен. Оскорбить гостя значило оскорбить всё племя. В славянских землях практически не было разбойников, а среди славян- воровства, но если из-за бедности человек не мог хорошо принять гостя, то он мог пойти даже на воровство. Нравы наших предков это допускали. Торговцы любили посещать славянские земли. Они отмечали целомудрие славянских жён и преданность славянских мужей. Мать воспитывала из своих детей воинов, будущих защитников отечества. И это касалось не только мальчиков. Часто на поле боя находили тела славянских женщин, которые бились вместе с мужчинами. Но женщины не допускались к управлению племенем. В голодные годы мать имела право убить своих дочерей, но обязана была сохранить мальчиков. Я думаю, что причина этого была в том, что муж чаще всего выкупал свою жену, и она становилась его собственностью.

Славяне не знали грамоты, но знали счёт. Год они делили на 12 месяцев, столетие называли веком. Любили музыку, и инструменты брали с собой на войну. Волынка, гудок, дудка и гусли давно были известны нашим предкам. Славяне любили кулачный бой, борьбу, бег. Среди славян были развиты различные ремёсла. Пантеон славянских богов был довольно многочисленным: Перун, Велес (Волос), Ящур, Лада, Дажьбог (Даждьбог), Сварог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь, Чур (Щур) и другие. Принято считать, что православие уничтожило этот пантеон, но это не так. Войдя в столкновение с язычеством, православие не победило, а само изменилось. В пророке Илье можно легко увидеть языческого Перуна, Георгий Победоносец вобрал в себя черты былинных богатырей, священномученик Власий стал покровителем скота как Волос, святая Параскева Пятница очень похожа на Мокошь. А вот, что писал Бердяев о роли Богоматери: "Русская религиозность- не столько религия Христа, сколько религия Богоматери, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт. Мать-земля для русского народа есть Россия. Россия превращается в Богоматерь". Среди учёных возник даже термин- двоеверие. Я не согласен с этим термином. Двоеверия нет. Русская антиномичная душа легко совместила язычество с христианством и выработала свою веру: более приближенную к реальной жизни, чем христианство; более духовную, чем язычество. Эта вера оказалась значительно сильнее и совершеннее любой религии, поэтому русский человек и оказался глубоко верующим, но абсолютно не религиозным.

Греков восхищала способность древних славян переносить тяготы, которые преподносила им природа. Они могли длительное время обходиться без пищи, найти пропитание там, где это не смог бы сделать никто, скрываться в болотах, реках, лесах. Они стойко переносили холод, жару, ненастье. Такими были наши предки, которые жили в районе Днепра, и от которых пошла русская земля.

Когда я употребляю слово "русский", то я понимаю под этим словом не национальность, а принадлежность к сообществу, которое сложилось на огромной территории, включающей в себя Россию, Украину и Белоруссию. Это сообщество включает в себя множество национальностей, которых объединяет любовь к своей Родине и преданность русской земле. Русский- это понятие наднациональное. Русская душа взращена русской землёй и воспитана русской культурой.

Жизнь наших предков протекала в постоянной борьбе. Особенно доставалось древним славянам от кочевников. Именно они стали основной причиной миграции наших предков на северо-восток. Славянские племена постепенно заселили земли в области реки Оки и верхней Волги. Эти земли не были пустыми, в них жили финские племена: мурома, меря и весь. Ассимиляция проходила в основном мирно и дала миру великоросса.

Если условия жизни древних славян были более суровые, чем большинства европейских народов, то условия жизни великороссов были значительно суровее, чем у древних славян. Лес, болота, суглинок, суровый климат- всё это создало великоросса и его загадочную русскую душу. В.О.Ключевский писал: "В Европе нет народа менее избалованного и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого". Привыкнув к сюрпризам погоды, великоросс развил в себе наблюдательность и смекалку. Особенно ярко это проявилось в приметах, которые являются продуктом вековых наблюдений за погодой. Но природа часто смеётся над самыми осторожными расчётами великоросса. И вот тут появляется знаменитый русский авось. Когда положение становится практически безвыходным, когда исчерпаны все разумные способы решения проблемы, великоросс действует на авось и часто добивается успеха.

Природа заставляет великоросса смотреть в оба. Не суйся в воду, не поискав броду. Природа развила в нём ум, рассудительность и осторожность. Всякое решение любит рассуждения. Короткое лето приучает великоросса к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать. Ключевский писал: "Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии..."

Русский человек задним умом крепок. Умение подводить итоги, делать выводы, способствовало развитию русской смекалки и рассудительности. Ключевский отмечал, что великоросс мыслит и действует, как ходит. А что может быть кривее и извилистее великорусского просёлка? Но этот просёлок всегда приводит к цели. Многие из князей, которые стали править в Великороссии, переняли качества своих подданных. Первым был сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский. Затем были московские князья, потом- цари. И вот великороссы образовали великое государство, которое называлось Московским княжеством, Россией, Российской империей и Советским Союзом. Идеология великороссов стала общей для всех народов, населяющих это великое государство, и стала называться загадочной русской душой. Ключевский писал: "Ему (великороссу) легче одолеть препятствие, опасность, неудачу, чем с тактом и достоинством выдержать успех; легче сделать великое, чем освоиться с мыслью о своём величии. Он принадлежит к тому типу умных людей, которые глупеют от признания своего ума". Ему вторит Бердяев: "Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже- увы!- чуждо национальное достоинство. Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации". Великоросс способен на многое, но обстоятельства должны заставить его действовать. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Многие проблемы в России возникают из-за того, что те, кто приходит к власти в нашей стране, не понимают русской души, не имеют русской идеологии. Они стремятся насадить у нас европейские порядки, приглашают к нам иностранных экспертов, которые с умным видом излагают свои теории, но русский народ жил и будет жить своим умом, потому что пальмы у нас не растут, так как зима слишком суровая. Всякий поп по-своему поёт. Например: отношение русского человека к богатству и роскоши. От трудов праведных не поставишь палат каменных. Северная природа не даёт возможности производить много избыточного продукта. От труда не будешь богат, а будешь горбат. Издавна на Руси богатство было признаком бесчестия. В богатстве сыто брюхо, голодна душа. Жить в достатке за счет своего труда- это почетно, но богатства трудом не наживёшь. Где говорят деньги, там молчит совесть. А что нам пытаются навязать западники?

Особое место на данной странице я хочу отвести русским былинам. Они передавались из поколения в поколение устно, поэтому влияние церкви и государства на них было ничтожно. Что хотели передать наши предки нам с помощью былин? Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Михаил Потык, Дунай Иванович, Микула Селянинович, Садко, Василий Буслаев, Никита Кожемяка- вот основные герои былин. Среди них нет ни одного князя или боярина, они представляют разные уголки Руси, их объединяет (за редким исключением) осознание долга перед страной и своим народом, они направляют свою силу во благо. Святогор выделяется из общего ряда. Он так могуч, что земля его не держит. Он не совершает добрых дел, а растрачивает свою силу на разные пустяки, и мать-земля его забирает к себе обратно. Может быть Святогор символизирует собой русский народ, который не может найти достойного применения своим силам?

Илья Муромец часто выступает против князей и бояр, если они поступают не по правде. Странным является его выбор из трёх дорог: он выбирает ту, которая ведёт к смерти. Очень похоже на путь самурая. Добрыня Никитич не только силён, но и разумен. Его посылают улаживать деликатные дела. Он в шахматы обыгрывает Батыя. Странным является то, что он повторяет историю Одиссея: дальнее путешествие, мнимая смерть, возвращение на свою свадьбу. Алёша Попович прославился своим поединком с Тугарином. Странным является поведение князя Владимира, который унижается перед ворогом, а княгиня, вообще, выставлена любовницей Тугарина. Василий Буслаев выпадает из общего ряда тем, что является отрицательным героем. Он обладает силой, но тратит её зря (очень похоже на Святогора). Он ведёт себя неправильно и погибает. Смерть является платой за грехи. Все богатыри погибают (по иной версии уходят в монастырь), когда они, возгордившись, бросают вызов небесам. С этого момента Русь осталась беззащитной и ждёт новых богатырей.

Мой прадед Данилов Андрей Данилович был типичным великороссом. Он родился 14 октября 1876 года, умер 25 мая 1956 года. Его жизнь протекала от царствования Александра II до правления Никиты Хрущева. Это было самое "весёлое" время в истории России. Андрей Данилович родился в семье, корни которой уходили в Святогорский монастырь. Некоторые мои предки покоятся на территории этого монастыря. Может быть, поэтому мой прадед очень не любил служителей культа. Богу слава, а попу кусок сала. Мама рассказывала мне, что он часто говорил, что попы- наши проводники в ад, они пойдут туда первыми и нас за собой потащат. Мой прадед отслужил в армии и женился на разорившейся дворянке Александре Владимировне Ташковой. Её имение было заложено в опекунство за долги отца, который был картежником и пьяницей, что было типично для дворянства того времени. Прадед получил разрешение на выкуп имения и копил деньги. К 1917 году нужная сумма была накоплена, но случилась революция, которая обесценила все накопления.

В период гражданской войны он случайно попал под мобилизацию и был забран в обоз армии Юденича с конём и телегой (поехал в Прибалтику обменять зерно). В первую же ночь сбежал, оставив коня. В 1931 году началась коллективизация. Хотя прадед никогда не держал батраков, а даже наоборот, нанимался косить за часть покоса, так как земли было мало, а скота держали много; он оказался в списках на раскулачивание. Местная власть исправила эту несправедливость, помогла выправить документы и спасла семью прадеда от уничтожения. Он сдал всё в колхоз и уехал в Ленинград, где стал работать дворником (интересно, выиграла ли от этого советская власть?).

С началом войны в 1941 году мой прадед был мобилизован перегонять скот в глубь страны от наступавших немцев. В напарники ему достался человек, тоже пострадавший от советской власти. Он начал агитировать моего прадеда на переход к немцам. Прадед отказался, а тот ушёл. Скот был пригнан в Ивановскую область. Органы НКВД несколько раз вызывали моего прадеда и расспрашивали его о напарнике, но он отговаривался незнанием. После войны он вернулся в Ленинградскую область, где находилась его семья (точнее та часть семьи, которая пережила блокаду). За время войны в Ивановской области прадеду удалось скопить немного денег, и он собирался купить дом. Послевоенная денежная реформа положила конец этим надеждам. Только к 1955 году он сумел собрать средства и поставил дом, в котором пережил зиму и весной умер.

Почему я так подробно описываю судьбу своего прадеда, ведь она типична для того поколения? Потому что меня всегда удивляла та сила и та мудрость, которую продемонстрировал мой прадед. Живя в бешеное время, он сумел не испачкаться в крови. Трижды государство грабило его, а он ни разу не взялся за оружие. Каждый раз он умел подняться и начать всё сначала. На 80-м году жизни он затеял строительство дома, хотя ему лично этот дом был уже не нужен. Он не любил советскую власть, но часто хвалил её за то, что она заботится о простых людях. Я думаю, что секрет этой силы и мудрости кроется в особой русской идеологии.

Основу этой идеологии составляют, я считаю, три основных качества русского человека: ответственность, терпение и рассудительность. Благодаря этим качествам русским людям всегда был чужд экстремизм и терроризм. Вы можете себе представить ответственного, терпеливого и рассудительного террориста? Я не могу.

Чувство ответственности воспитывалось в русских крестьянских семьях с детства. Ребёнок с малых лет приучался к труду и ответственности за результаты своего труда. С 9 лет мальчики летом стерегли скот, с 11 лет их сажали на лошадь и приучали боронить поле. С 14 лет мальчик учился пахать, с 17 лет- косить нежные злаки, с 18 лет- траву, рожь, овёс; с 19 юноша уже помогал отцу навьючивать на воз сено, метать стога, сеять; с 20 лет сын считался полноценным работником. Одновременно мальчики повозрастно овладевали ремёслами. Девочек с 11 лет учили прясть, с 13- вышивать, шить, с 15-16 лет- ткать холст, доить коров, грести сено, жать и вязать снопы, с 17 лет- самостоятельно налаживать работу ткацкого станка, с 18 лет девушка становилась полноценной работницей в семье. В России была принята круговая порука, когда община отвечала за каждого своего члена. В России были сильны родовые связи, когда старший в роду отвечал за младших. Но правильно и обратное: каждый член общины был ответственен перед общиной, каждый член рода был ответственен перед всем родом.

Мы очень часто говорим о свободе, но многие ли из нас готовы принять свободу? Свобода- это прежде всего ответственность за свои решения, за свою судьбу, за судьбу своих близких. Как только возникает ответственность, мы пытаемся её избежать, перекладываем её на других. Мы готовы отказаться от свободы, только бы не сталкиваться с ответственностью. Безответственный президент, безответственное правительство, безответственный парламент, безответственные партии, безответственные политики, безответственный народ- это реалии нашего времени.

Терпение. Северная природа приучила русского человека к терпению. Терпение и труд всё перетрут. Многие иностранцы путают это качество русского человека с бессловесностью, забитостью, рабской покорностью. Но история России знает примеры, когда даже терпению русского человека приходил конец. Процитирую А.Н.Радищева: "Я приметил из многочисленных примеров, что русский народ очень терпелив и терпит до самой крайности; но когда конец положит своему терпению, то ничто не может его удержать, чтобы не преклониться на жестокость". Как сказал Джон Драйден: "Бойся гнева терпеливого человека". Конечно и среди русских людей появлялись склонные к насилию. В семье не без урода. Куда же девались эти уроды? Они становились разбойниками или казаками. Казачество, созданное из уродов земли русской, позволяло улучшать русскую породу и вывести особый терпеливый тип человека. Кстати, такую же услугу Европе оказали США.

Терпение имеет две стороны: терпеливо сносить издевательства и терпеливо трудиться для достижения великой цели. В первом мы преуспели, а второе даётся нам с трудом. Мы верим в то, что кто-то сделает для нас жизнь прекрасной и сделает это очень быстро. У нас не хватает терпения сделать это самим. И это тоже реалия современной России.

Рассудительность. Русский человек постоянно принимал решения в условиях ограниченной информации. Богу молись, а добра ума держись. Посеешь хлеб рано, всходы попадут под поздние заморозки. Опоздаешь с севом, уйдёт весенняя влага. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Большая территория и малочисленное население приучили русского человека надеяться только на свои силы. Говори подумав, садись осмотревшись. Он был и земледелец, и плотник, и сапожник, и столяр, и кузнец, и гончар, и охотник. Произведения труда его были неказисты, но функциональны. Всё это приучило русского человека надеяться только на себя и свой ум, а это, в свою очередь, привело к развитию интеллекта. Всякий совет к разуму хорош.

Трудно назвать рассудительным народ, который выбирает себе таких правителей как Ельцин, Путин и др. Я ещё не слышал ни на одной предвыборной кампании, чтобы кто-то предлагал голосовать за кого-то, потому что тот умён и порядочен. Умный народ не может избрать глупого президента, как и глупый народ никогда не изберёт умного президента.

Наши предки были ответственны, терпеливы и рассудительны, а их потомки растеряли эти качества. Мы любим называть себя русскими, мы гордимся этим званием, но эта гордость лежит в прошлом. Если человек называет себя русским, это значит, что он берёт на себя ответственность за русскую землю и народ, который на этой земле проживает; это значит, что он готов проявить гигантское терпение в деле обустройства этой земли; это значит, что в своих делах он проявит великую рассудительность. Только выполнив эти условия, он получит право называться русским.

Нигде так не проявляется своеобразие души человека как на войне. Здесь трудно казаться, здесь можно только быть. Вот что подметил в своём дневнике поэт-фронтовик Давид Самойлов: "Российский солдат вынослив, неприхотлив, беспечен и убеждённый фаталист. Эти черты делают его непобедимым. Есть три главных его состояния. Первое. Без начальства. Тогда он брюзга и ругатель. Грозится и хвастает. Готов что-нибудь слямзить и схватиться за грудки из-за пустяков. В этой раздражительности видно, что солдатское житьё его тяготит. Второе. Солдат при начальстве. Смирён, косноязычен. Легко соглашается, легко поддаётся на обещания и посулы. Расцветает от похвалы и готов даже восхищаться строгостью начальства, перед которым за глаза куражится. В этих двух состояниях солдат не воспринимает патетики. Третье состояние- артельная работа или бой. Тут он герой. Он умирает спокойно и сосредоточено. Без рисовок. В беде он не оставит товарища. Он умирает деловито и мужественно, как привык делать артельное дело". Очень точное определение. Я мог в этом убедиться, когда служил на подводных лодках. Лучшие качества матросов проявлялись в экстремальных обстоятельствах. Даже закоренелые разгильдяи становились героями. Но в этом определении раскрывается и секрет того, почему такое негативное отношение к русскому народу со стороны нашей прозападной интеллигенции.

Дело в том, что наша интеллигенция сталкивается с русским народом только в первом и втором состояниях. Во время артельной работы или боя интеллигенцию днём с огнём не найдёшь. А вот Лев Толстой видел русского человека и в бою, и в работе. И появился на свет великий русский писатель. И Достоевскому удалось увидеть русского человека в экстремальной ситуации, и Солженицыну. Все они не только поняли русскую душу, но и полюбили русский народ.

Природа русского человека противится экстремизму и терроризму, но это не относится к русскому государству. Русский народ очень молод, и он не успел ещё создать стабильного общества. Этому мешала большая территория, которую он занимал. Трудно ощущать себя членом единого общества, живя на Чукотке. Этому мешали и внешние враги. Русский народ создал государство раньше, чем создал единое общество. Этим государством была Киевская Русь. Хотя правы и те, кто утверждает, что Киевская Русь не была единым государством, так как была в состоянии почти постоянной гражданской войны.

Киевскую Русь погубили князья. Они разделили единое государство на уделы и начали воевать за власть. Славяне начали убивать славян, славяне начали грабить славян. Государство не только не стало генератором в образовании единого общества, но привело к расколу этого нарождающегося общества. Силы государства не только не увеличивались, а наоборот, таяли. Киевская Русь прекратила своё существование под ударами кочевников. Тверская летопись говорит: "Но всё это случилось не из-за татар, а из-за гордости и высокомерия русских князей допустил бог такое".

Московское княжество уже создавалось великороссами. Но долго оно не просуществовало, его погубили бояре. Они, как и князья, не смогли поделить власть. Создание государства, борьба с ордой требовали от народа великого напряжения сил. Избежать этого напряжения можно было только с помощью государства или церкви. Получение государственной или церковной должности позволяло не думать о пропитании. Москва являлась столицей государства, поэтому здесь и обосновались государственные и церковные дармоеды. Страна напрягала все свои силы, а Москва жировала за счёт этого напряжения (очень напоминает современное состояние РФ). Боярская зажравшаяся Москва и стала могильщиком государства. Бояре дошли до того, что склонились перед католическим польским королевичем, но не допустили к власти своих конкурентов. Русь была отдана на разграбление полякам. Слабостью государства воспользовались казаки, которые стали грабить русских крестьян. Кому только москвичи не целовали крест? Кого только они не предали? Предали сына Бориса Годунова, убили Лжедмитрия, продали полякам Василия Шуйского. Юродивый Архипыч говаривал: "Нам русским хлеб не надобен, мы друг друга едим и тем сытыми бываем". Даже поляки удивлялись безнравственности москвичей.

Государство спас русский народ, который пришёл в Москву и посадил на трон династию Романовых. Так началась Российская империя. Её погубило дворянство. Если князья и бояре завоевали своё право управлять страной на поле брани (бояре начинали как княжеские дружинники), то дворяне ведут свою родословную от княжеских холуёв. Радищев приводит пример становления одного из дворянских родов: основатель рода начал свою службу истопником, произведён был в лакеи, потом в камер-лакеи, потом стал мундшенком (виночерпием), в этой должности прослужил 15 лет, получил чин коллежского асессора (VIII класс давал право на потомственное дворянство и покупку крепостных) и ушёл в отставку. Алексей Григорьевич Разумовский был из казаков. Его послали ко двору Елизаветы певчим. Пьяница и недалёкий человек через царскую постель стал графом и фельдмаршалом. Его брат из пастухов превратился в президента академии наук и гетмана Украины. Понятовский стал польским королём, Орлов- римским герцогом и графом. Потёмкин после первой ночи с Екатериной получил дворец и миллион рублей. Государство под руководством такого дворянства быстро деградировало. Народ, который спас это государство, стал бесправным быдлом. Дворяне сначала служили государству, но Екатерина Великая освободила их от этой обязанности. Дворяне стали паразитировать на русском народе, а государство действовало в интересах этих паразитов. Русский народ быстро разобрался в причинах всех своих бедствий: восставшие крестьяне убивали дворян, чиновников и священников. Государство довело самый терпеливый в мире народ до того, что он взял в руки оружие.

Несколько слов о церкви. Сейчас в воздухе витает идея, что русских может спасти православная идеология. Но нельзя забывать того, что церковь принесла на русскую землю террор. В первый раз церковь развернула террор против язычников. При этом была уничтожена древняя славянская культура. Благодаря православной церкви многие западные историки рисуют наших предков дикими и неразвитыми, потому что не осталось памятников культуры доцерковного периода. Во второй раз церковь применила террор против "нестяжателей". На Москве запылали костры, на которых сжигали еретиков. В третий раз церковь развернула террор против староверов. А когда дворянство развернуло крепостной террор против русского крестьянства, церковь встала не на сторону униженных и оскорблённых, а сама стала крупнейшим крепостником. Черносотенцы получали церковное благословение на свои погромы, а святой Николай II носил черносотенский значок. Всё это лишает церковь права на нравственное лидерство на русской земле. Приведу афоризм Ключевского: "На Западе церковь без бога, в России бог без церкви". Цитата того же автора: "Кому неизвестна русская привычка в весёлую минуту пошутить над церковными предметами, украсить праздное балагурство священным изречением? Известно также отношение народной легенды к духовенству и церковному обряду. В этом повинно само духовенство: строго требуя наружного исполнения церковного обряда, пастыри не умеют внушить должного к нему уважения, потому что сами недостаточно его уважают". Ключевский знал то, о чем он писал. Он родился в семье сельского священника, учился в приходском духовном училище, в уездном духовном училище и духовной семинарии. Будучи профессором, он преподавал в Духовной академии. Отношение такого человека к церкви является наиболее объективным.

Крепостной террор дворянства продолжался до Александра II. Александр освободил крестьян не только от крепостничества, но и от земли. Паразитирующее дворянство, которое уже не служило государству, стало собственником земли, которая, по мнению русских крестьян, могла принадлежать только богу. Крестьяне бунтовали, а государство их расстреливало. Если добавить ещё и столыпинский террор, то картина будет полной.

В 1917 году Россия избавилась от террористического государства и уничтожила источник терроризма, которым являлось дворянство. Новое государство часто обвиняют в красном терроре. Напомню, что при штурме Зимнего дворца не погиб ни один из защитников правительства, а в Москве правительственные войска расстреляли из пулемётов несколько сотен безоружных солдат из-за их революционного настроя. Так кто развернул террор в России? Впервые появилась возможность создать народное государство, основанное на справедливости. Но появившееся государство быстро переродилось из народного в аппаратно-номенклатурное. Партийный аппарат, который должен был служить интересам государства рабочих и крестьян, подмял под себя это государство. Эта подмена понятий сопровождалась террором. Я более подробно рассматривал это на другой странице.

Но у Советского Союза была одна положительная сторона. Находясь во враждебном окружении, государство могло рассчитывать только на поддержку своего народа. Для этого государство должно было сплотить общество. Впервые государство в России должно было решать такую благородную задачу, и оно её решило. Государство сплотило общество вокруг общей идеологии, которую разделяло большинство населения страны. Но главная проблема состояла в том, что для партийных функционеров эта идеология была пустым звуком. Они погрязли в роскоши и воспринимали государство как свою наследственную вотчину. Когда возникла угроза их благополучию, они легко пошли на уничтожение государства.

Партийные функционеры и номенклатура (а не коммунисты) погубили СССР. Советский Союз погиб, а новое государство ещё не образовалось. К власти приходят случайные люди с целью набить себе карманы и сбежать. Везде мы можем видеть проявления чуждой русскому человеку идеологии. Современная ситуация очень напоминает те, которые были в период княжеских раздоров, боярской вольности и польского нашествия, революции и гражданской войны. Русскому народу предстоит создать русское государство. Это должно быть ответственное, терпеливое и рассудительное государство. Объединение русского государства и русского народа позволит нам навсегда забыть об экстремизме и терроризме. А пока, как сказал Бердяев: "Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства..." В этой же плоскости лежит и различие между двумя понятиями: европейской свободой и русской волей.

И ещё несколько слов о богатстве и роскоши. Возьмём для примера обжорство. Нормальный человек, встав на путь чревоугодия, очень скоро теряет человеческий облик и становится рабом своего желудка. Избавиться от этой привычки очень просто: не объедаться на ночь, увеличить физические нагрузки и голодать один день в неделю. Но обжора уже не может себя ограничить. Он готов принимать сомнительные таблетки, делать сложные и дорогие операции, но он не откажется от обжорства.
А тот, кто плоть без меры насыщает,
Тучнея телом, разумом нищает!

Нормальный человек ест, чтобы жить; обжора живёт, чтобы есть. В голове уже нет места другим мыслям. А теперь не трудно представить, как себя поведёт обжора в условиях дефицита продуктов питания. Будет он думать о других? В мире не существует такого преступления, которого он не совершил бы для того, чтобы набить свою утробу. Многие государства проявляют склонность к обжорству. Страны Западной Европы и США потребляют явно больше, чем им необходимо. Большинство населения США страдает ожирением, сама страна потребляет около сорока процентов ресурсов всего мира. Защищая свой уровень потребления, США готовы уничтожить весь мир.

Богатство и роскошь, подобно обжорству, превращают человека в животное. Вступив на путь избыточного потребления, человек уже не может повернуть назад. Ельцин, идя во власть, не мог спокойно есть икру, когда за стеной плакал голодный ребёнок. Вкусив богатства и роскоши, он со своим семейством развернул такое воровство, что заставил голодать миллионы детей. Чиновник, когда он брал первую взятку, испытывал муки совести. Он пытался себя оправдать тем, что все берут; что он употребит эти деньги на благое дело; что он не будет больше брать. Но взятые деньги позволили ему перейти на более высокий уровень потребления, вкусить роскоши. Когда деньги кончились, чиновник уже не смог сократить свои потребности и начал вымогать взятки. Подъём по служебной лестнице он воспринимает не как возможность более полной самореализации, а как возможность получать больше взяток. Чиновник строго следует основному правилу российского чиновничества: не быть умнее своего начальника. Посмотрите внимательнее на наших министров и президентов...

Новый русский, начиная первичное накопление капитала, тоже считал, что он сможет остановиться, когда получит достаточно денег. Добывая эти деньги, он убивал, грабил, воровал, предавал. Когда сумма его удовлетворила, он обнаружил, что не имеет ничего кроме денег: друзья его покинули (или были преданы) и их заменили братки, любимых женщин заменили проститутки, в ближнем окружении нет ни одного человека, кому можно было бы доверять. Новый русский уже давно осознал, что потерял очень много, а получил очень мало, но обратного пути нет. Остался один путь- продолжать добывать деньги, убивая, грабя, воруя, предавая. Часто можно слышать о том, что богатство является критерием ума. Само существование новых русских опровергает этот тезис. Сократ, чей ум не вызывает сомнений, предпочитал вести нищенскую жизнь. Ему вторил Омар Хайям:
Лучше впасть в нищету, голодать или красть,
Чем в число блюдолизов презренных попасть;
Лучше кости глодать, чем прельститься сластями
За столом у мерзавцев, имеющих власть.

Только очень наивный человек может считать, что из российского чиновника и нового русского может получиться нормальный человек, если изменятся внешние условия. Новое русское государство должно от них избавиться. Велик человек, который не изменяет себе ни в парче, ни в рубище. Только такие люди имеют право стать во главе общества и нового русского государства. Я не призываю к уравниловке, но считаю, что уровень потребления должен определяться размером полезного продукта, произведённого конкретным человеком. В современной России нет состояний, которые были бы накоплены трудом многих поколений. Все состояния являются результатом безнравственных действий их владельцев. Нельзя быть богатым и нравственным человеком в стране, где голодают старики и дети. Не может быть порядочным президент, имеющий гардероб в 0,5 миллиона долларов, в стране, где дети не ходят в школу из-за того, что им нечего одеть.

Когда я смотрю на современную Россию, то у меня возникает ощущение, что я нахожусь в государстве, захваченном террористами. Все эти чиновники, президенты, политики, новые русские захватили мою землю и терроризируют мой народ. Новое государство может быть построено только после уничтожения всех этих паразитов.

Закончу данную страницу цитатой из Н.А.Бердяева: "Наша любовь к русской земле, многострадальной и жертвенной, превышает все эпохи, все отношения и все идеологические построения. Душа России- не буржуазная душа, душа не склоняющаяся перед золотым тельцом, и уже за одно это можно любить её бесконечно. Россия дорога и любима в самых своих чудовищных противоречиях, в загадочной своей антиномичности, в своей таинственной стихийности".

P.S. Я считал, что довольно подробно осветил заданную тему, но отклики на данную статью показывают, что мне этого не удалось. Выражу свою основную мысль более упрощённо. Русская душа- это крестьянская душа, сформировавшаяся в условиях нечерноземья и севера. Именно поэтому в России культ не Христа, а культ Богоматери, матери-земли, земли-кормилицы. Русский человек не стремится бездумно изменить свою землю, но он не может и не изменять её. Природные условия требуют от него срединного пути. В этом основное отличие русской цивилизации от европейской и азиатской. Российское государство не является русским, так как оно враждебно русской душе. Создание русского государства решит многие проблемы.

Восстание Пугачева.

Hosted by uCoz